Бактерии в донорских органах усиливают иммунный ответ после трансплантации

Ученые считают, что проблема отторжения органов после пересадки кроется в иммунных реакциях памяти.

Бактерии в донорских органах представляют угрозу при трансплантации

По статистике, отторжение легкого происходит у 41% пациентов, а кишечного трансплантата – у 54% в течение пяти лет после операции. Результаты исследования ученых из Университета Чикаго объясняют, почему организм не принимает жизненно важные новые органы, сообщил журнал ScienceDaily 14 июля 2022 года.

Почки и сердце приживаются у реципиентов лучше – иммунная система не принимает их в 27% и 23% случаев соответственно. Ученые предположили, что легкие и кишечник больше подвержены воздействию бактерий. В результате у реципиентов усиливается иммунный ответ не только на донорский орган, но и на микробы в нем.

Для проверки гипотезы использовали мышей-доноров, выращенных в стерильных условиях. Им пересадили кожу, генетически идентичную реципиентам. Выяснилось, что Т-клеточный ответ против трансплантата начинался, когда его впервые колонизировали бактерии. Он был умеренным.

Позднее мыши снова получили кожный трансплантат с теми же бактериями, что и в первый раз. Иммунный ответ был ощутимо сильнее и повредил новую ткань. Пациенты, перенесшие трансплантацию, в отличие от мышей, всю жизнь подвергались воздействию бактерий и инфекций, отметили ученые.

«Мы видим, что проблема заключается не только в клетках памяти, которые распознают сам орган, но и в реакциях памяти, которые распознают бактерии в органе», – заявила доктор медицинских наук и старший автор исследования Мария-Луиза Алегре.

По ее словам, после пересадки легкого и кишечника пациентам необходимы более высокие дозы иммуносупрессии, чем при пересадке стерильных органов. Это должно снизить иммунный ответ и улучшить приживаемость трансплантатов.

Источник: www.sciencedaily.com