Инвестиции в искусство: виды и особенности, рынок картин

В данной статье вы ознакомитесь с инвестициями в искусство, а также узнаете об особенностях спроса и предложения на картины на российском и мировом рынке .

Как инвестировать в предметы искусства?

Главные объекты инвестиций - различные классы финансовых активов. Ценные бумаги и их производные, инструменты денежного рынка (прежде всего, банковские депозиты), уставные фонды вновь создаваемых компаний. То, что именуется классическими активами. Наряду с ними, существует большая группа неклассических активов, пользующихся неизменным вниманием широкого круга инвесторов. Материал LinDeal вводит читателя в мир альтернативных инвестиций: направления, преимущества и недостатки, практические рекомендации.

Альтернативные инвестиции. Виды и особенности. 

Для чего нужно инвестировать?

Цель любой инвестиции - эффективная работа вложенного капитала. Сохранение, приумножение в будущем, защита от инфляции. Традиционно это достигается покупкой финансовых активов - акций, облигаций, прочих ценных бумаг (портфельные инвестиции), вложением в производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы), размещением денег на банковских депозитах, прямыми инвестициями в венчурный капитал. В последние годы список пополнили криптоактивы. 

Будь в курсе последних новостей мира
Оставайтесь в тренде - подпишитесь на наш канал в Telegram

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Ждем Вас!

Но приобретать с прицелом на рост можно буквально все. То, что не входит в упомянутый перечень образует большую группу альтернативных инвестиций.

Среди объектов альтернативных инвестиций выделяют:

  • предметы искусства - живопись, графика, скульптура, декоративные изделия, авторское фото;
  • антиквариат - мебель, элементы быта и интерьера;
  • монеты (нумизматика);
  • почтовые марки (филателия);
  • раритетные автомобили;
  • виниловые грампластинки;
  • коллекционные вина.

Перечисленные позиции настолько далеки от “скучных” акций и облигаций, что получили название “инвестиций для души”. Тем не менее, им присущи все ключевые параметры традиционной инвестиционной деятельности. Рентабельность (доходность), риск, отношение доходности к риску, ликвидность, горизонт инвестирования.

Особенности альтернативных инвестиций.

  1. Длинные сроки окупаемости.

Вложения в неклассические активы - занятие на годы и десятки лет. Иногда, на сто и более лет. Вспомним историю успеха гениев изобразительного искусства конца XIX - начала XX веков. Произведения Гогена, Ван Гога и Модильяни были почти не востребованы при жизни художников, стали расти в цене после их ухода в лучший мир, и стоят десятки миллионов долларов сейчас.

  1. Трудность и субъективность в определении справедливой стоимости.

В отличие от акции, цена предмета альтернативной инвестиции не определяется на биржевом рынке. Часто она диктуется модой, мнением экспертов и текущим настроением публики. Мода может пройти, критики передумать, а переменчивая публика охладеть. В результате, перспективная, казалось бы, покупка картины обернется долгосрочными убытками. Особенно данное обстоятельство касается новых имен. Общепризнанные шедевры, безусловно, будут только дорожать. Но какой от этого прок современному рядовому арт-инвестору?

  1. Небольшая, относительно финансовых инструментов, ликвидность. 

Картину, скульптуру или элитное бордо нельзя продать мгновенно, акцептуя текущую котировку. Возможно их будет трудно реализовать за месяц или даже за год. Такой специфический товар. Спрос на него предсказать очень непросто и зависит он от многих и, к сожалению, подчас субъективных факторов. 

  1. Сложный прогноз тренда.

К сравнительно субъективной текущей цене и низкой ликвидности объекта альтернативной инвестиции примыкает множественность сценариев по нему. Прогнозировать доходность вложения очень трудно. Совокупность названых факторов должна убедить инвестора, что арт-инвестиция - долгосрочное, не терпящее суеты вложение денег.

  1. Низкая корреляция с классическими финансовыми активами.

Если первые четыре пункта можно зачислить скорее в минус альтернативным инвестициям, то тенденции неклассических активов на фоне скачков ценных бумаг - несомненный плюс. Низкая, а иногда и противоположная корреляция произведений искусства и фондового рынка - отличный аргумент для включения арт-инвестиций в диверсифицированные и сбалансированные инвестпортфели. Наряду с золотом они хорошо справляются с ролью тихой гавани в периоды финансовых турбулентности. По сведениям швейцарского банка UBS, доля альтернативных инвестиций в портфелях вип-клиентов доходит до 40%. 

  1. Уменьшающееся предложение.

Произведения данного художника, вино данного урожая и ретро-авто данного года выпуска имеют ограниченное предложение, которое уменьшается год от года. Рубенс больше никогда не прикоснется к кисти, Lafite 1870 года остались считанные бутылки, а Cadillac V-16 не сошло ни одного экземпляра после 1940 года. Денег же в мире становится все больше и больше. В том случае, когда альтернативный инвестор сделал правильный выбор, он всегда будет в выигрыше.

Рынок картин. Результаты открытых и закрытых торгов. NFT 

Мир альтернативных инвестиций разнообразен и динамичен. По оценкам американских специалистов, только за четыре года, с 2010 по 2014, вложения инвесторов США в неклассические активы выросли в 2,5 раза, с $124 млрд до $310.

Мы сужаем рамки, и в качестве темы последующей части обзора выбираем инвестиции в изобразительное искусство, прежде всего, в живопись. Пожалуй, самое емкое и интересное направление арт-инвестиций. 

Для того, чтобы почувствовать масштабы арт-рынка и понять, почему нужно инвестировать в живопись, приведем данные по десяти картинам, с наивысшими ценами, зафиксированными на открытых и закрытых торгах. 

Открытые торги, аукционы Christie’s, Нью-Йорк.

Согласно Википедии, самые дорогие публичные продажи полотен проходили под удары молотка аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. Первая пятерка галереи на 2021 год выглядит так.

№ 1 “Спаситель мира” (на латинском Salvator Mundi). Приписывается кисти Леонардо да Винчи. Годы создания около 1499-1500. 15 ноября 2017 российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев продает за $400 млн шедевр Великого флорентийца наследному принцу Королевства Саудовская Аравия Мухаммеду бен Сальману Аль Сауду. С учетом комиссии Christie’s, сумма сделки $450,3 млн. Именно это число фигурирует обычно применительно к “Спасителю”. Судьба картины, от споров о подлинности авторства Леонардо до ее текущего местоположения достойна сюжета добротного детективного романа.

Картина "Спаситель Мира" Леонардо да Винчи

№ 2 “Алжирские женщины” Пабло Пикассо. 11 мая 2015 за $179,3 млн полотно приобретает представитель другой богатой арабской страны - бывший премьер Катара Хамид бен Джасим бен Джабер Аль Тани. Творение датируется 1955 годом.

Картина "Алжирские женщины" Пабло Пикассо

3 и 4 строчку занимают два варианта “Лежащей обнаженной” Амедео Модильяни от 1917-18. Первый Лаура Маттиоли Росси продает Лю Ицяню за $170,4 млн 9 ноября 2015. Второй вариант уходит от Джона Маньера на анонимного покупателя в следующем году, 15 мая 2018, сумма сделки $157,2 млн. По суммарной стоимости своих работ в ТОП-5 Модильяни значительно обходит П. Пикассо.

Картина "Лежащая обнаженной" Амедео Модильяни

Замыкает пятерку работа близкого нам по времени британца Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) Три наброска к портрету Люсьена Фрейда, 1969. $142,4 млн, вырученные от продажи триптиха 12 ноября 2013, были абсолютным рекордом по открытым торгам до аукциона с “Алжирскими женщинами”. Покупатель Элейн Уинн.

Картина “Три наброска к портрету Люсьена Фрейда” Фрэнсиса Бэкона

Закрытые торги.

Здесь первые два места у представителей постимпрессионизма.

№ 1 за “певцом полинезийского края” Полем Гогеном. Его “Когда свадьба?” (другое название “Когда ты выйдешь замуж?), написанная в 1892, покупается в 2015 у частной коллекции Рудольфа Штехлина музейным ведомством Катара за $300 млн.

Картина “Когда свадьба?” Поля Гогена

На второй строчке “Игроки в карты” Поля Сезанна, 1892-93. Третья картина серии из пяти полотен, датированных 1890-95. В 2011 семья эмира Катара приобретает полотно у греческого судоходного магната и коллекционера Георга Эмбирикоса за $250 млн. Сумма приблизительная, как всегда и бывает при закрытых сделках.

Картина “Игроки в карты” Поля Сезанна

Третье место у американца с белорусско-латвийскими корнями Марка Ротко, представляющего абстрактный экспрессионизм. В августе 2014 его № 6 (Фиолетовое, зеленое и красное) 1951 года уходит за $186 млн. Три неровные полоски цвета - золотая, красная и зеленая оценили, без малого, в 200 млн долларов. И это далеко не единственное создание Ротко, оцененное в десятки миллионов американской валюты.

Инвестиции в современное искусство часто вызывают недоумение у обывателя. Но цифры - упрямая вещь.

Картина “№ 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)” Марка Ротко

№ 4 у Пабло Пикассо. “Сон” 1932 года от великого испанца находит нового владельца в марте 2013. Сумма сделки $155 млн

Картина “Сон” Пабло Пикассо

И, наконец, пункт 5 - удачно, коротко и удобно именуется “№ 5, 1948”. Забавное совпадение. Творец шедевра - коллега и соперник М. Ротко на ниве абстрактного экспрессионизма, удивительный Джексон Поллак. В ноябре 2006 мексиканский финансист Дэвид Мартинес Гузман платит американскому продюсеру Дэвиду Геффену за “№ 5” круглую сумму в $140 млн

Картина “№ 5, 1948” Джейсона Поллака

Общая сумма, вырученная за перечисленные картины, превышает $2,1 млрд. Всего за десять полотен, пусть и самых дорогих. Деньги в искусстве обращаются вполне серьезные.

В заключение небольшого обзора нельзя не упомянуть о набирающем силы гибриде цифровой живописи и NFT - Non-Fungible Token, невзаимозаменяемыми токенами. Без нее описание современного арт-рынка было бы неполным.

Явление NFT заслуживает отдельной публикации. Коротко, невзаимозаменяемый токен или уникальный токен - криптографический токен, каждый экземпляр которого уникален (специфичен) и не может быть обменен или замещен другим аналогичным токеном.

Цифровая картина “Ежедневно: Первые 5000 дней” Майка Винкельманна (Mike Winkelmann), известного также, как Бипл (Beeple или Beeple Crap), уходит 11 марта 2021 на Christie’s за $69,35 млн. Стартовая цена $100 (сто долларов!). “5000 дней” - цифровой коллаж из 5000 сегментов в формате JPEG с разрешением 21069×21069 пикселей, связанный с NFT. Каждый фрагмент картины Бипл изготовлял ежедневно в течение 13 лет, начиная с 1 мая 2007. 

Ниже - весь коллаж М. Винкельманна и один из его кусочков.

Коллаж М. Винкельманна "5000 дней"

Фрагмент коллажа М. Винкельманна - "5000 дней"

“Спаситель мира”. Динамика

Конечные абсолютные цифры, безусловно, впечатляют, но для инвестора важна динамика стоимости инструмента, доходность инвестиции - то, что нужно знать, если вы решили инвестировать в искусство.

Постараемся отследить тенденции на абсолютном чемпионе - “Спасителе мира” Леонардо. Пример, возможно, не самый корректный, трудно встраиваемый в обычную жизнь, но тем не менее.

Содержание шедевра предельно, по-леонардовски, емко и лаконично. На зрителя смотрит Иисус, правой рукой совершая крестное знамение, левой удерживая прозрачный шар, символ мироздания.

Прежде всего, отметим, что существуют две версии полотна, называемые “парижской” и “нью-йоркской”, и по обеим авторство “придворного живописца из Милана” оспаривается до сих пор.

Парижский вариант продается, все на том же Sotheby's в 1999 году, за достаточно скромные, как для Леонардо, $332 тыс. На понижении цены, без сомнения, отразились сомнения в кисти великого флорентийца. Многолетний владелец картины маркиз де Гане так и не смог убедить экспертное сообщество в ее подлинности. 

По “нью-йоркской” версии ситуация складывалась достаточно драматично. Краткая хронология из доступных интернет-источников.

1499-1500.

Начало.

Предположительно, картина выполнена по заказу Короля Франции Людовика XII и его жены Анны Бретонской. Около 1625 года “Спаситель” оказывается в Англии и многократно переходит от королевских особ к людям рангом пониже и обратно.

Почти через 170 лет после смерти Леонардо, “Спаситель” оказывается в коллекции первого герцога Бекингема.

Продажа потомками герцога картины на аукционе. Более, чем на 100 лет след творения теряется.

Владельцем “Спасителя” становится видный представитель викторианской Британии баронет Фредерик Кук. Состояние работы сильно испорчено. Причем не временем, а человеческими руками. Какой-то благодетель подрисовал к “излишне женскому”, по его мнению, лицу Иисуса усы и бородку.

1958, июнь. 

Наследники баронета сбывают (другое слово трудно подобрать) картину на Sotheby's всего за… 45 (сорок пять!) фунтов стерлингов. Зачем отдавать полотно, пусть даже только предположительно кисти Леонардо, пусть и в плачевном состоянии, за такие деньги, совершенно непонятно. Может быть преемники знаменитого и богатого когда-то викторианца погрязли в долгах, и неполных полста фунтов могли спасти их от позора?

Еще одна смешная сделка со Спасителем, но уже последняя. Группа арт-дилеров и специалист по старым мастерам Роберт Саймон покупают “Спасителя” чуть менее, чем за $10 тыс., и делают с ним то, что обязаны были сделать родственники Ф. Кука - отдают на профессиональную реставрацию. Результат не заставил долго ждать. Лондонские музейщики признают подлинность картины и летом 2011 ее оценка взлетела до $200 млн. Это уже уровень Леонардо. В ноябре 2011 года “Спаситель” участвует в максимально полной выставке работ Мастера в столице Великобритании.

Неудачная попытка приобретения со стороны Музея искусств Далласа.

2013, май. 

Российский предприниматель Дмитрий Рыболовлев покупает полотно у швейцарского арт-дилера Ива Бувье. за $127,5 млн. Бувье оно стоило вдвое дешевле. Значит промежуточная цена между 2011 и 2013 находилась в районе $63-64 млн

Скандал в Монако. Д. Рыболовлев обвиняет И. Бувье в деловой нечистоплотности. Россиянин требует немедленного возмещения убытков (удвоенная цена?). Требуется скорейшая продажа. 

2017, ноябрь. 

“Спаситель” в очередной раз оказывается в стенах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. Планируются новые торги. Лот осматривают мировые знаменитости. Патти Смит, Дженнифер Лопес, Леонардо ди Каприо… Для того, чтобы увидеть творение Леонардо да Винчи нужно было простоять в очереди не меньше часа.

2017, 15 ноября, пятница. 

Аукцион стартует с отметки $100 млн. Совсем ненамного меньше, чем цена сделки Бувье-Рыболовлев четырьмя годами ранее. Понижение обусловлено повреждением красочного слоя (почему? а как же реставрация?). Установлен беспрецедентный для Christie’s шаг торгов - $30-$40 млн. Молоток аукциониста опустился в последний раз, зафиксировав круглую сумму $400 млн (с комиссионными Christie’s $450,3 млн). 

Бывший хозяин Уралкалия и владелец футбольного клуба “Монако” с лихвой вернул потраченное в мае 2013. Для наследного принца Саудовской Аравии полмиллиарда долларов не деньги, когда речь идет о такой покупке. “Спаситель” должен был стать жемчужиной “нового Лувра” - Лувра Абу-Даби, наряду с полотнами Пикассо, Гогена и Мане. Не сложилось.

2018, сентябрь. 

Лувр Абу-Даби отменяет презентацию “Спасителя мира”. Без каких-либо комментариев.

2019, июнь.

В прессе появляется информация о том, что картина находится на яхте наследного принца. Теперь она ждет постройки и ввода в эксплуатацию культурного центра в саудовской Эль-Ула, провинция Эль-Мадина. 

2021, апрель.

Выходит результат “обширной научной экспертизы”, согласно которой Леонардо да Винчи ”только способствовал” созданию “Спасителя мира”. Принадлежность полотна кисти Великого Мастера “не может быть установлена”.

Конец?

Неужели Д. Рыболовлев сделал верный шаг, отделавшись от проблемного и загадочного творения? 

Выведем на диаграмму обозначенные выше значения цены “Спасителя” за 1958-2017.

Динамика стоимости картины "Спаситель мира"

За 59 лет картина Леонардо взлетела в цене в 453/0,000045=107 - в 10 миллионов раз… Или на 1 млрд процентов. Рост на 17 млн процентов в год. Что еще так подорожало за период 1958-2017? 

Даже, если брать интервал 2004-2017, имеем рост в 453/0,01=45 тыс. раз или на 4,5 млн процентов. 346 тыс. процентов годовых.

Конечно, конечно, это весьма гиперболизированный образец арт-инвестиции. Где еще найти на покупку нечто, к чему, с отличной от нуля вероятностью, прикоснулась рука Великого Флорентийца, “придворного живописца из Милана”? И где живут приятные, милые люди, готовые расстаться с этим “нечто” за 40-50 фунтов или долларов?

Хорошо, если судьба “Спасителя” - самый крайний правый край шкалы инвестиций в картины, то рабочая, доступная область где-то посредине? Пусть даже не в средине, а где-то сильно слева, в 0,001 успеха гипотетического покупателя, заплатившего потомкам сэра Фредерика Кука 45 фунтов в 1958 и хранившего полотно 59 лет до аукциона Christie’s в 2017.

Все равно - налицо огромные, почти неограниченные возможности, которые и не снились инвесторам-классикам. Одна сделка может компенсировать усилия всей жизни.

Главные торговые площадки. Christie’s и Sotheby's

Где купить произведения искусства?

Центральные игроки на рынке альтернативных инвестиций два аукционных дома, Christie’s и Sotheby's. На их долю приходится 90% мирового оборота предметами искусства и антиквариата. Christie’s и Sotheby's для арт-рынка то же самое, что Нью-Йоркская фондовая биржа и NASDAQ для рынка акций.

Christie’s

Основан в 1766 антикваром Дж. Кристи. Штаб-квартира в Лондоне. Современный Christie’s - это 350 ежегодных распродаж в 80 категориях, от изящного искусства до коллекционного вина. Оборот в 2017 составил $6,6 млрд. С 1999 Christie's владеет Франсуа Пино, личное состояние $8,7 млрд (2010). Генеральный директор (CEO) Гийом Черутти (c 01.01.2017).

Компания представлена в 46 странах. 10 ключевых торговых залов расположены в Амстердаме, Дубае, Женеве, Гонконге, Лондоне, Милане, Нью-Йорке, Париже, Шанхае и Цюрихе. Плюс многофункциональная онлайн-платформа.

Среди рекордных достижений аукционного дома широко освещенная выше продажа “Спасителя мира” Леонардо да Винчи за $450,3 млн в 2017, а также реализация 1500 единиц коллекции Пегги и Дэвида Рокфеллеров на общую сумму $832,6 млн в мае 2018. И, конечно, “цифровое NFT-достижение”, установленное в марте 2021 “Первыми 5000 днями” М. Винкельманна. 

Благодаря интернет-технологиям, операции с неклассическими активами через Christie’s стали доступнее для массового инвестора. Достаточно зарегистрироваться на сайте компании или ее мобильном приложении и принимать участие в онлайн-аукционах. 

К услугам коллекционера - разнообразный финансовый сервис команды Christie’s. Арт-банкинг аукционного дома объединен в модуль Christie’s Art Finance. Индивидуальные консультации, включая бесплатную оценку предметов искусства, кредитование под залог арт-объектов, составление корпоративных коллекций, трастовое обслуживание и т.д. 

Главные вопросы - минимальная сумма, начиная с которой эксперты Christie’s захотят с вами общаться, хранение, доставка, налоги и сборы.

Sotheby's

Учрежден в 1744 (на 22 года раньше Christie’s) торговцем книгами Сэмюэлем Бейкером, все в том же Лондоне. Название компания получила по имени племянника С. Бейкера - Джона Сотби. 

Первый и прямой конкурент Christie’s. Еще в 2011 году показала оборот в $5,8 млрд, оставив Christie’s позади. Дважды компания становилась публичной и выходила на биржу, в 1977 и 1998 годах. Последний раз под тикером BID. Инвестировать в арт-рынок можно было через покупку акций одного из ведущих аукционных домов.

В последние годы финансовые показатели Sotheby's имеют разнонаправленную динамику. За 2018 год Sotheby's показывает прибыль $109 млн, а уже первый квартал 2019 года закрывает с убытками в $7,1 млн. С 2019 года компанией владеет французский медиамагнат Патрик Драи.

Масштабы бизнеса Sotheby's и Christie’s сопоставимы. Ежегодно Sotheby's проводит 250 аукционов в 70 категориях. Компания располагает 80 офисами в 40 странах, в том числе, 9 полноценными торговыми залами.

К знаковым событиям на Sotheby's относят продажу “Мальчика с трубкой” Пабло Пикассо за $104,2 млн (2004), “Серебряной автокатастрофы” Энди Уорхола за $108,4 млн (2013) и картины “Крик” Эдварда Мунка за $119,9 млн в 2012 (шестой показатель по мировым открытым торгам). 

Sotheby's позиционирует полный комплекс услуг аукционного дома - оценку и экспертизу, кредитование под арт-залоги, хранение, постпродажный сервис, реституцию и пр. 

Как и на Christie’s, на торгах в Sotheby's можно участвовать онлайн, пройдя регистрацию на веб-ресурсе компании. 

Инвестиции в искусство в России, практические рекомендации. Проект ARTinvestment.RU

Sotheby's и Christie’s - мировые вершины арт-рынка. Начинать на них инвестору из СНГ вряд ли целесообразно. Для этого нужны площадки попроще и поближе. 

Среди подобных выделяется достаточно информативный ARTinvestment.RU. 

Информационный портал ARTinvestment.RU

Онлайн-проект ARTinvestment.RU содержит аукционные сведения о продажах объектов русского искусства с 2000 года. Данные о 190 тысячах сделок с работами русских художников XVII-XXI веков. Информация о более, чем 15 тысячах живописцев и графиков. Простой и понятный механизм регистрации и участия в еженедельных онлайн-торгах. Адекватный порог входа для новичков. Реальная возможность приобрести интересный и перспективный лот за 10-20-30 тысяч рублей.

Максимум для ответа на вопрос: “Инвестиции в искусство: с чего начать?”

И главное, что всегда ищет инвестор, будь то акция, облигация или акварельный этюд - рыночная информация. Индексы, графики, рейтинги, показатели риска и прочие индикаторы, а также исторические цены. 

Для того, чтобы ощутить, что представляет собой “техническая” информация от ARTinvestment.RU, что такое арт-инвестиции языком индикаторов, познакомимся с тремя индексами арт-рынка ARTIMX.

Ценовые индексы русского искусства ARTIMX-RUS.

Отражают динамику цен по русскому изобразительному искусству в валютном выражении. Начальное значение 100 пунктов, стартовый год - 2001. 

Ценовые индексы русского искусства

Фигурируют три кривые (три индекса) - живопись, графика и общий индикатор. Интерпретация проста. 100 долларов, инвестированные в русскую живопись в 2001 году, выросли бы, например, до $185 в 2007. 

Ценовые индексы мирового искусства ARTIMX-WORLD

Совокупные индексы русской и зарубежной живописи и графики. Сводные данные мировых и российских аукционов. Структура информации ARTIMX-WORLD аналогична ARTIMX-RUS. 

Ценовой индекс мирового искусства

Индексы покупательской активности на аукционах

Отслеживают долю (в процентах) реализованных лотов от общего количества выставленных на открытые торги. Хороший индикатор активности покупателей. Разделяются индексы локального (внутреннего) российского рынка в разрезе живописи, графики и их агрегатора, с одной стороны (ARTIMXba-LOCAL), и индексы глобального рынка (РФ+зарубеж, ARTIMXba-RUS-WORLD), с другой.

Покупательская активность на российском аукционном рынке

Индекс спроса на русское искусство в России и за рубежом

Постараемся дать краткий анализ тенденций российского и мирового рынков предметов изобразительного искусства, используя ARTIMX.

По РФ ситуация последних 20 лет скорее медвежья, тренды смотрят вниз, как говорят трейдеры - “на юг”. Некоторое оживление наблюдалось период 2001-2007, затем - спад. Исключение - графика. Ее ценовой индекс взлетел до 295 пунктов (почти на 200% относительно 2001) в 2014 году. 

Индекс покупательской активности упал с 75-77% в 2005 до 30% в 2011. Вырос к 57%/63% (живопись/графика) в 2020 и ушел вниз к 40% в первой половине 2022.

Глобальные тренды выглядят получше. Ценовой индекс по графике за интервал 2001-2022 поднялся от 100 до 188, живописи - от 100 до 143. Минимум по индексам покупательской активности в районе не ниже 45%-50% отмечается в 2014 и 2022 годах. Максимальные значения в 75%-77% фиксируются в 2005. Разрыв относительно невысок.

Отметим, что, в целом, графика, согласно индексам ARTIMX, выглядит лучше живописи. Кстати, она и дешевле по сопоставимым мастерам.

Вывод - заходить в искусство на длинный горизонт можно. По России, рынок, с высокой степенью вероятности, уже нащупал дно и готов оттолкнуться. Восходящее движение может быть поддержано положительными международными тенденциями арт-рынка и неплохим общим спросом.

Кроме обобщенных ценовых индексов, ARTinvestment.RU публикует аналогичные показатели в разрезе отдельных русских художников, но уже по платной подписке. Контакты можно найти на сайте.

Что еще доступно для анализа арт-рынка на веб-ресурсе?

  • Художники и цены. База данных из более, чем 15 тыс. имен. Подробная аукционная информация по каждому представителю из перечня. Биография, детали творчества, платные ценовые индексы и стоимости работ. 
  • Рейтинги русских художников прошлого и настоящего времени, включая оценки ликвидности и доходности вложений в их работы.
  • ТОП-списки русских, мировых художников, ныне живущих авторов, скульпторов.

Плюс традиционные для арт-онлайн-платформ услуги по оценке, экспертизе, хранению, страхованию, доставке и т.д.

Выгодно инвестируйте средства в прекрасное. Пабло Пикассо говорил: “Искусство смывает пыль повседневности с души”.