История создания и успеха Тенсент

Tencent: история создания и успеха Тенсент

Полная история появления и развития Тенсент. Узнайте подробно в чем секрет успеха Tencent. Интересные факты, книги и фильмы

Автор Юлия Абдулбарова
Редакция linDEAL.
1 год назад

Эту компанию по праву называют «китайским Microsoft», а ее основатель не просто эпично вошел в рейтинг Forbes, но и успел при этом обойти своего основного оппонента — эксцентричного Джека Ма. О чем же речь? О той самой корпорации, которую во всем мире знают по няшному пингвинчику, а в родном Китае помнят как одного из трех лидеров «Золотой тысячи КНР». Речь идет, конечно же, о Tencent — детище Пони Ма. Или, если хотите, Ма Хуатэна. Международная платформа lindeal.com подготовила подробный обзор истории основания и развития «китайского чуда» и его замечательных продуктов: QQ Games, Qzone, WeChat, QQ.com.

Tencent — это… Краткая справка о компании

Tencent (腾讯控股有限公司, Téngxùn Kònggǔ Yǒuxiàn Gōngsī) — экосистема, холдинг, одна из крупнейших инвестиционных и венчурных корпораций мира, чьи дочерние предприятия сосредоточены как в родном Китае, так и в других государствах мира.

  • Дата основания: 11 ноября 1998, Шэньчжэнь, КНР.
  • Основатель: Ма Хуатэн (Пони Ма).
  • СЕО, председатель совета директоров: Ма Хуатэн.
  • Президент: Мартин Лау.
  • Крупнейшие дочерние предприятия: Grinding Gear Games, Riot Games, Tencent Games, Supercell, Garena.
  • Капитализация (2022): 3,64 трлн HKD.
  • Чистая прибыль (2021): 94,96 млрд CNY.
  • Количество сотрудников: 112 771.

Tencent — это… Краткая справка о компании

В экосистему «Тенсент» входят социальные сети и мессенджеры, веб-площадки, инструменты электронной коммерции, платежные системы, мобильные и компьютерные игры, облачные хранилища и почтовые сервисы, поисковая машина и кинокомпания. Корпорация сосредоточила свои усилия на высокотехнологичном бизнесе — онлайн-сервисах, электронных развлечениях, развитии искусственного интеллекта. Среди ее самых популярных продуктов:

  1. WeChat — мессенджер и платформа для мини-аппов.
  2. Tencent QQ — сервис мгновенного обмена сообщениями.
  3. Qzone — социальная сеть.
  4. Tencent Music и JOOX — музыкальные стриминг-сервисы.
  5. Tencent Video — сервис потоковой передачи видео.
  6. Soso — поисковая машина.
  7. Tencent Weibo — аналог «Твиттер».
  8. Foxmail — сервис электронной почты.
  9. QQ Video — видеохостинг.
  10. Weiyun — облачное хранилище.
  11. QQ Wanggou Mall — платформа для создания Интернет-магазинов.
  12. QQ Wanggou — площадка для электронной торговли.
  13. Tenpay — платежная система.
  14. QQ Games — платформа онлайн- и мобильных игр.
  15. Собственный интернет-провайдер в Китае.

В 2018 с капитализацией $500 млрд «Тенсент» стала первой в мире азиатской корпорацией, преодолевшей данную отметку. Сегодня это «одна из самых ценных компаний Азии», один из крупнейших глобальных технологических холдингов (по рыночной цене). Boston Consulting Group и Fast Company признали Tencent «одним из самых инновационных проектов мира».

Ма Хуатэн — человек, который создал «Тенсент»

Ма Хуатэн — человек, который создал «Тенсент»

Так, все-таки, Ма Хуатэн или Пони Ма? Оба варианта верные — это два разных имени одного человека, основателя Tencent. «Пони» он придумал специально для иностранцев — чтобы лучше запоминалось и проще произносилось. Дело в том, что одно из значений иероглифа «Ма» — «лошадь». Любитель пошутить, предприниматель решил, что станет «Пони».

Ма Хуатэн появился на свет в 1971 в китайском городке Чаоян (провинция Гуандун). Детство будущего миллиардера не было примечательным, если не считать постоянные разъезды — из-за отца, который частенько менял места работы. Наконец, семья осела в портовом городе Шэньчжэнь. В юные лета Ма еще не представлял себя бизнесменом: его влекли далекие звезды и неизведанные миры — величественная Астрономия. Но затем подростку купили собственный компьютер — и он мигом забыл о тайнах Вселенной.

Пони так увлекся приобретением, что поступил на направление «Компьютерная техника» в Шэньчженском университете. 

Выпустившись из вуза, как и когда-то отец, Хуатэн сменил несколько мест работы. Дольше всего (5 лет) он проработал в Runxin Communications Development Co. Именно эта компания отправила молодого сотрудника в американскую командировку, которой суждено было изменить жизнь Ма.

Все начинается с китайского клона «аськи»…

Все начинается с китайского клона «аськи»…

Расхожую фразу «кради как художник» Пони понял по-своему. Во время визита в США китайский турист был очень впечатлен функциональным сервисом обмена короткими сообщениями ICQ. «Вот бы такую полезную вещь для граждан родной страны…» Но Ма Хуатэн понимал, что соотечественники не примут американский интерфейс. Тогда он решил действовать иначе: заручился помощью четырех товарищей и уже в феврале 1999 представил клона заокеанской «Айсикью» — OICQ (Open ICQ).

На этом этапе не все первоисточники называют Пони единственным основателем «Тенсент» — вместе с ним активно работал Чжан Чжидун, которого справедливо можно именовать со-основателем. Однако об этом человеке известно всего ничего: родился в 1971, получил высшее Образование, учась в одной группе вместе с Ма, добросовестно работал на посту технического директора до ухода из компании в 2014.

Источники также однозначно не сообщают, откуда у Пони Ма появился начальный капитал на довольно недешевый Стартап. По одной версии, он взял 120 000 долларов в долг у матери. По другой — заработал эту сумму с приятелями на фондовом рынке. Так или иначе, стартаперу пришлось немало потрудиться, чтобы удержать свое детище на плаву: он подрабатывал и дворником, и дизайнером, а его проект — услугами электронной почты и интернет-пейджинга.

Но деньги были только одной из проблем стартаперов. Другие талантливые китайские разработчики буквально наступали на пятки с собственными клонами CICQ, PICQ. Хуатэн в будущем решит проблему с конкурентами весьма своеобразно — перепрофилирует свой мессенджер в приложение для знакомств. Но а пока…

Так как Пони намеревался продвигать собственное детище исключительно в Китае, проблема нарушения авторских прав его особо не беспокоила. У разработчика были поистине грандиозные планы — он намеревался запустить настолько многофункциональный сервис, что OICQ могла бы работать даже с пейджерами. Но инвесторам такая идея показалась мало интересной.

Именно для продвижения Open ICQ создали того самого милого пингвинчика с шарфиком, по которому продукты «Тенсент» узнают по сей день. Пони не потратил на знаменитый логотип ни копейки — у него просто не было денег на дизайнера. Мультяшку нарисовал один из программистов, работающих в компании. Видя, какое птичка вызывает умиление у аудитории, Хуатэн дал добро на пошив игрушек-пингвинов. Подобные сувениры до сих пор вносят свою лепту в многомиллионную прибыль компании.

Сам мессенджер также порадовал удачным запуском: уже в первые два месяца работы им пользовались 200 000 человек, а к осени 1999 число юзеров возросло до 1 млн. Огромная популярность продукта стала проблемой для Пони Ма — у него не было свободного капитала ни на качественные серверы, ни на техподдержку. Бизнесмен был бы рад продать Open ICQ, но сервис не был монетизирован, а значит, не имел большой ценности для инвесторов.

Тем не менее, настойчивому Хуатэну удалось продать 20 % своего продукта фирмам PCCW и IDG за $2,2 млн. После череды вложений мессенджер продолжил рост — уже в 2001 его аудитория исчислялась 50 млн пользователей. Такой успех не могла не заметить материнская компания AOL, владеющая американской «аськой». Последовало обращение в Суд по поводу нарушения авторских прав, но хитрый Пони Ма чудом спас положение: просто сменил нейм сервиса на QQ («милый»). Тогда же он придумал и зарегистрировал название для своей компании — Tengxun: вариант Tencent, опять же, использовался специально для иностранцев, чтобы они не мучались с произношением.

QQ Coins — у нас своя валюта!

QQ Coins — у нас своя валюта!

К 2001 деньги от инвесторов уже почти исчерпались — «Тенсент» была вынуждена искать новые источники финансирования. На руку компании Китай вступил в ВТО. А значит, открылся путь к зарубежным инвестором, чем тут же воспользовался Пони Ма. Он продал 47 % акций Tencent южноафриканскому холдингу Naspers за $32 млн. Покупатель до сих пор является владельцем 30 % ценных бумаг, а Ма Хуатэн считает эту сделку «самой огромной ошибкой в жизни».

Так или иначе, но к 2002 от «Тенсент» начинает приходить первая отдача. Пони ввел источники дохода: платную подписку на премиум-функции мессенджера и рекламу. Последняя приносит корпорации лишь 10 % прибыли. Однако череда успехов все же привела к презентации свежей новинки — собственной валюты сервиса Tencent под названием QQ Coins.

Сперва пользователи покупали монетки, чтобы преобразить аватарку, «прокачать» оформление профиля или купить новую функцию во встроенной игре. Но со временем ценность QQ Coins возросла настолько, что виртуальную валюту начали использовать для оплаты реальных услуг и товаров в интернет-магазинах. «Вишенкой на торте» стало использование коинов в теневом бизнесе. Такое положение вещей длилось недолго — в 2009 в КНР запретили все сделки с участием виртуальных активов. Впрочем, для Ма Хуатэна это уже не было большой потерей: мессенджер QQ надежно укрепился на рынке — наставала пора покорять новые горизонты.

QQ Games: от соцсетей — к игровой индустрии

QQ Games: от соцсетей — к игровой индустрии

Под новыми возможностями Пони, прежде всего, подразумевал кибериндустрию. Решение созрело не на пустом месте: в в «Тенсент» перешел Мартин Лоу, бывший банкир Goldman Sachs. Именно он предложил Хуатэну выпускать в Китае популярные в ту пору корейские игры ММО, привязав их к QQ-сервису. Помимо авторитетного предложения, были и другие объективные причины обратить внимание на игровую индустрию:

  • Около 100 млн китайцев посвящали компьютерным играм не менее 7 часов в неделю.
  • При этом 200 млн жителей КНР отдавали виртуальной реальности 10 часов каждый день!
  • Из Южной Кореи в Китай успешно перекочевала культура интернет-кафе — по всей стране работало порядка 200 000 подобных заведений.

Платформа QQ Games сегодня сильно напоминает Steam от Valve. Учитывая, что оба проекта начали свою свою историю в 2003, это наталкивает на уже знакомые выводы… Но в ту пору «Тенсент» не пыталась выйти на мировой уровень кибериндустрии — разработчик лишь искал, чем занять аудиторию своего мессенджера. С онлайн-играми не прогадали: в 2004 им заинтересовались 0,62-1 млн (по разным источникам) пользователей, а в 2005 — уже 10 млн.

Как и когда-то с «Ай Си Кью», Tencent первоначально просто копировала корейские игры, немного видоизменяя их под китайскую аудиторию. Та же гонка QQ Speed была 100 % клоном южнокорейской игры Kart Racer. Но в 2008 Пони Ма все-таки решает перейти к созданию авторских геймерских продуктов. SmileGate разрабатывает для «Тенсент» шутер CrossFire, который всего за пять лет стал самой прибыльной онлайн-игрой, принеся Хуатэну сказочные $957 млн.

Вместе с этим Tencent продолжала следовать однажды выбранной стратегии: игры были привязаны к социальным сетям компании. Пользователь QQ мог посетить любое из интернет-кафе по всему Китаю, чтобы всласть пообщаться с друзьями, поиграть в любимые игры, а также потратить QQ Coins на совершенствование своего персонажа. Такой подход способствовал росту популярности Tencent и ее продуктов: к 2010-м компания выпускала 4 из 5 самых популярных компьютерных игр в Китае.

В качестве основной модели монетизации избрали free-to-play: игроку дается выбор — развивать ли своего персонажа собственными силами или покупать виртуальные бонусы. Новый источник доходов помог сделать крупные важные приобретения — Riot Games (куплена полностью за 2011-2015), доли акций Activision Blizzard, Epic Games. 

Параллельно с этим «Тенсент» успевала развивать платформу смартфон-игр Mobile QQ Game, чья аудитория на 2012 составляла 200 млн геймеров. В этом поле по сей день развивается борьба между Tencent и Alibaba: конгломераты скупают разработчиков игр, устраивают кибер-турниры, традиционно закрытые для проектов противника. Но все же в данной сфере лидерство одерживает именно «Тенсент», официально признанный мировым лидером и по компьютерным, и по мобильным играм.

QQ Messenger: «Пингвин» становится главным мессенджером Китая

QQ Messenger: «Пингвин» становится главным мессенджером Китая

Если кибер-направление развивалось просто замечательно, то с QQ Messenger дела шли не очень хорошо: Пони постоянно приходилось искать для мессенджера инвесторов. Когда предприниматель продал 40 % акций за $2,2 млн, он понял — нужно что-то серьезно менять. В начале 2000-х Ма обращает внимание на растущую популярность мобильных телефонов — и решает сделать их своим козырем. Мессенджер перестраивают для работы на мобильниках — рисковое решение приносит 80 % от всей выручки компании.

Сервис становится настолько популярным в Китае, что даже сам его создатель позже признался, что познакомился с будущей женой именно в QQ Messenger. Однако известность играет злую шутку с компанией: китайцы устраивают настоящую охоту за аккаунтами, имеющими номер с цифрами 6 и 8 (счастливые числа в местной культуре). Особой ценностью пользовались 66666 или 88888. Однако ни купить в мессенджере, ни специально настроить подобные номера было невозможно.

Пользователям оставалось лишь добираться до счастливых чисел путем перебора: люди регистрировали море аккаунтов, в надежде что выпадет заветный 6 или 8. Чем это все было плохо для Ма? Под каждый номер резервировалась определенная мощность сервера — «мертвые» неиспользуемые аккаунты создавали огромную ненужную нагрузку. Проблему было хотели решить введением платной регистрации, но юзеры выразили бурное недовольство: по их мнению, мессенджер и так неплохо зарабатывал на показе рекламы. В итоге ограничились моделью freemium — платным доступом только к премиум-функциям.

Уже в 2004 QQ удалось стать крупнейшим китайским мессенджером с 300 млн пользователей. Это позволило стартапу выйти на IPO на Гонконгской фондовой бирже — Хуитэн Ма быстро стал счастливым обладателем сразу нескольких десятков миллионов долларов. В дальнейшем судьба благоволила к «Кью Кью»: «Золотой Щит», «Великий Китайский Фаервол», заблокировал западные социальные сети. Даже личный визит Марка Цукерберга в Поднебесную уже ничего не мог исправить — Китай взял курс на развитие собственных ИТ-корпораций.

Но История «Кью Кью» продолжалась. Сервис функционирует и сегодня, представляя собой нечто среднее между Windows Live Messenger и Skype, — у него есть апп и для смартфона, и для детскопа. Компания продолжает развивать данное направление:

  • QQ International (2010) — версия мессенджера на иностранных языках. Запуск дополнения позволил увеличить аудиторию к 2013 до 789 млн человек, однако подавляющую их часть составляли жители Китая.
  • QQ Chat — специальное приложение для Facebook.

Данное дополнение дало возможность к 2016 расширить аудиторию до 899 млн активных пользователей.

QQ.com — главный конкурент гиганта Baidu

QQ.com — главный конкурент гиганта Baidu

Ма Хуатэн начал развивать портал QQ.com одновременно с мессенджером, мечтая, что его детище составит достойную конкуренцию Sina, Sohu и NetEase. Однако скромный сайт, в те времена называвшийся Tencent.com, даже близко не походил на успешные аналоги. Все упиралось в деньги — у команды Пони не было лишних средств на продвижение ресурса. Однако в 2003 смогли провести ребрендинг, а затем приняли решение рекламировать через уже популярный QQ Messenger. Последовательная политика принесла свои плоды: к настоящему времени QQ.com в Китае является вторым по посещаемости сайтом после Baidu. Большую популярность платформе приносит и то, что это площадка, на которой можно скачать культовый в КНР WeChat.

Но на QQ.com «Тенсент» противостояние с Baidu не завершила. В 2006 она презентовала собственную поисковую систему Soso.com, однако продукт позволил контролировать лишь 3,5 % рынка. Пони Ма не думал сдаваться: он начал новый раунд в 2013, купив за $448 млн 36,5 % акций поисковика Sogou (материнская компания Sohu) и договорившись о возможности ее расширения в будущем до 40 %. Приобретение было удачным: Sogou принадлежало 8,6 % рынка — поисковая машина уступала лишь Qiohoo и лидеру отрасли Baidu.

Но даже совместив оба продукта, Хуатэну не удалось осилить гиганта. Предприниматель рассчитывал выйти «хотя бы на второе место» но этого так и не произошло: по данным за 2015 не удалось продвинуться выше четвертого — продукт Пони Ма уступает Qiohoo, Google China и Baidu.

Tencent Pictures: какие известные Фильмы произвела кинокомпания?

Tencent Pictures: какие известные фильмы произвела кинокомпания?

«Тенсент» оправдывает статус компании, которая «успела, где это возможно». Ее дочернее предприятие Tencent Pictures приняло участие как в производстве, так и в запуске в прокат популярных блокбастеров:

  • «Варкрафт» (2016);
  • «Конг: Остров черепа» (2017);
  • «Чудо-женщина» (2017);
  • «Веном» (2018);
  • «Бамблби» (2018);
  • «Люди в черном: Интернэшнл» (2019);
  • «Терминатор: Темные судьбы» (2019);
  • «Топ Ган: Мэверик» (2020);
  • «Охотник на монстров» (2020);
  • «Восемь сотен» (2020);
  • «Веном-2» (2021);
  • «Перекрестный огонь» (2021).

В 2022 кинокомпания участвовала в создании фильма «Падение Луны».

Социальная сеть Qzone и ее «дочки» Tencent Weibo и Pengyou

Социальная сеть Qzone и ее «дочки» Tencent Weibo и Pengyou

С 2005 «Тенсент» развивает собственную социальную сеть — проект стартовал в то время, когда о соцсетях в КНР даже не знали. Поэтому Qzone первое время была лишь удобным дополнением к основным популярным продуктам — на площадке можно было вести личный дневник, слушать треки и обмениваться фото с друзьями. Но, продолжая стратегию синхронизации собственных продуктов, Tencent дала пользователям возможность создавать аккаунт в «КьюЗон» без регистрации — достаточно было иметь профиль в QQ. Такой шаг прибавил еще несколько сотен миллионов новых юзеров.

Но конкуренты тоже не дремали — в том же 2005 заявляет о себе Xiaonei Network (сегодняшнее название — Renren). Конкурентный продукт был практически полным клоном «Фейсбук» — даже распространялся тем же образом (среди студентов вузов). Но за стартапом не стояло ни сильной материнской компании, ни налаженного качественного сервиса, так что безусловная победа отошла Qzone. Уже в 2007 соцсеть набрала 100-миллионную аудиторию, что послужило толчком к расширению ее функциональности. И выходу на монетизацию.

Пони Ма действовал уже проверенным способом: стандартные опции доступны и бесплатны для всех, а за премиум-функции приходилось платить. Для этого был открыт Интернет-магазин QQ Show, где своему аватару можно было купить наряд, украшения и косметику. В 2011, заполучив 500-миллионного пользователя, социальная сеть стала открытой платформой — на ее основе можно было внедрять онлайн-игры и мини-аппы. Ответ не заставил себя долго ждать: в 2012 году 540 000 китайских сайтов активно пользовались QQ-подключением (возможностью авторизации гостей через «КьюЗон») и размещали на своих ресурсах кнопку «Поделиться в Qzone».

Становление социальной сети открытой площадкой принесло только сторонним разработчикам 2 млрд юаней. «КьюЗон» активно развивается и сегодня — на платформе зарегистрировано 655 млн активных юзеров. Однако Ма Хуатэн не спешит выводить данный на международный рынок — ему интереснее работать с азиатской аудиторией.

Наблюдая за успехами Qzone, бизнесмен, естественно, не смог остановиться на достигнутым — запустил новые соцсети:

  • Tencent Weibo (2010) — аналог запрещенного в КНР Twitter. Правда, к тому моменту в Китае уже работал клон «Твиттер» — Sina Weibo. Это площадка популярна среди китайцев как свободная платформа для политических дискуссий и общественных акций. Однако к 2012 продукту Пони Ма удалось собрать 540-миллионную аудиторию (из них — 86 млн активных пользователей в день) и тем самым обогнать «Сина Вейбо» с ее 503-миллионной аудиторией и 46 млн активных пользователей в день. Но руководство «Тенсент» все равно сочло проект неудачным: рост площадки со временем замедлился, а большая часть юзеров была не новой, а пользователями QQ. В 2014 было принято постановление о прекращении инвестирования в Tencent Weibo, но сервис-таки решили не закрывать.
  • Pengyou (2010) — «место для дружеского общения». Несмотря на это, на площадке нередко регистрируются бренды и компании, желающие выйти на новый уровень доверия в коммуникациях с клиентами. Особенность соцсети в том, что здесь можно авторизоваться только под реальным именем.

Pengyou тоже нельзя особо удачным проектом: в 2014 его аудитория выросла лишь до 260 млн человек, что в контексте КНР весьма скромный показатель.

Противостояние Alibaba Group и Taobao: платежный сервис и финансовые услуги

Противостояние Alibaba Group и Taobao: платежный сервис и финансовые услуги

Амбициозный Пони Ма просто не мог не противопоставить собственные продукты местным гигантам «Таобао» и «Алибаба»:

  • Paipai.com (2005-2006) — китайский аналог eBay, ориентированный на С2С-продажи. На момент запуска продукта у оппонента Taobao уже было под контролем 82 % рынка КНО. Однако Хуатэн построил хитрую стратегию, решив действовать методами конкурента: когда «Таобао» начал переходить к монетизации, Paipai продолжал работать без комиссии.
  • Tenpay (005) — аналог PayPal и его клона Alipay. Этот продукт был не просто способом противостояния конкуренту — собственная платежная система стала необходимой для стремительно растущей экосистемы Tencent. Но в этой среде Пони Ма не добился особых успехов — так, к 2008 он контролировал лишь 9 % рынка электронной коммерции Китая, в то время как конкурент — 83,4 %.
  • QQ Wanggou Mall (второе название Buy.qq.com, 2011) — маркетплейс, на основе которого бренды могли открывать интернет-магазины. По своей сути является аналогом T-Mall. В 2013 QQ Wanggou интегрировали с платформой QQ Shangcheng, на которой клиенты могли получать спецпредложения от магазинов, заключать сделки. Отличием от конкурентов было то, что на площадке Хуатэна могли работать не просто продавцы, а только зарегистрированные фирмы. Но победить детище «Алибаба» на этом поприще было не по силам. Не помогло даже приобретение 80 %-ой доли ритейлера Yixun. 

В 2014 «Тенсент» окончательно устала от попыток справиться с конкурентом собственными силами: компания приобрела 15 % акций самого сильного соперника экосистемы Alibaba Group — JD.com. За это Пони Ма пришлось отдать и Wanggou, и Paipai, и долю в Yixun (с возможностью ее увеличения или абсолютного выкупа). Тем не менее, цель была достигнута: партнеры объединили свои усилия на рынке электронных платежей, упрочили положение в КНР, готовятся выйти на международную арену.

Но Электронная коммерция — не единственное «поле боя». Tencent активно противостоит Alibaba и в сфере финансовых услуг:

  • Tenpay — уже упомянутая платежная система, которая своим стандартным набором функций пока проигрывает более продвинутому Alipay. Но подкупает многих пользователей простотой использования, так как предлагает всего пару вариантов платежей: escrow — без снятия комиссии и дополнительных настроек, мгновенный платеж — за уплату комиссии (1 % от суммы). Так, в 2014 «Тенпей» контролировала 20 % китайского рынка, а ее конкурент — 50 %.
  • QQ Wallet (2014) — еще одна платежная система, запущенная с целью увеличить собственную долю рынка и наконец-то обойти «Алипей». Но статистика свидетельствует, что пока корпорации Пони это не удалось.

Зачем же было создавать две платежные системы? Аналитики свидетельствуют, что продукты различны по целевой аудитории: так, QQ Wallet предназначен для маленьких городов и поселков — местностей, где пока нет конкурентов.

WeChat — самое гениальное творение «Тенсент»?

WeChat — самое гениальное творение «Тенсент»?

«ВиЧат» справедливо называют «основной главой» в летописи Tencent. Наблюдательный Пони Ма не пропустил момент, когда на смену мобильным пришли смартфоны — и вовремя разглядел в этом новую фантастическую возможность. Сперва предприниматель хотел адаптировать QQ Messenger под модные гаджеты, но понял, что гораздо рентабельнее разработать качественно новый продукт.

Чтобы дело пошло веселее и быстрее, Хуатэн предложил двум командам разработчиков конкурс: кто первым создаст новый мессенджер для смартфонов? В ходе соревнований миру явили Weixin («Маленькое письмецо»). Эксперты считают, что всю гениальность разработки Ма смог оценить только в 2009, когда конкуренты представили WhatsApp. Китайский вариант ничем не был хуже — и главное, на этот раз он являлся оригинальным. Продукт отличался не только дизайном и интерфейсом, но и, самое важное, философией: если для «Ватсап» было главным общение, то здесь — мобильный образ жизни вообще.

Окончательный вариант мессенджера под итоговым названием WeChat представили в 2011. Публика была поражена разнообразием функций, которые мог предложить апп, — общение, оплата коммунальных услуг и различных счетов, валютные переводы, бронирование столиков… Фактически «ВиЧат» был не приложением, а платформой для многочисленных мини-аппов. Для каждого из них действовал набор инструментария, улучшающий взаимодействие с потребителями. Дополнительно сторонних разработчиков привлекали широкие возможности качественно выделиться на фоне конкурентов. Была задействована площадка WeChat Payments, позволявшая прикрепить к аккаунту банковскую карту для совершения денежных операций.

WeChat является гениальным творением «Тенсент» по целому спектру причин:

  1. Можно использовать услуги другого мессенджера, не покидая при этом приложение.
  2. Платежи через «ВиЧат» возможно проводить онлайн, используя встроенный QR-сканер (собственный куар-код здесь есть у каждого аккаунта).
  3. QR-коды — неотъемлемая часть WeChat: их можно применять не только для оплаты приобретений, но и для рекламы, добавления в друзья, продвижения собственных услуг, распространения скидочных купонов и пр.
  4. Возможность создавать онлайн-магазины в мессенджере (2014) — стратегический шаг в сторону давнего конкурента «Таобао». Новинку отличала супер-простая инстукция по открытию собственного интернет-маркета — нужно было сделать всего несколько шагов.
  5. «Встряска» — «найди новых друзей!» Замечательная функция: если вам вдруг стало одиноко, нужно лишь встряхнуть свой смартфон — WeChat предложит контакты людей, кто находится неподалеку и тоже не против новых знакомств.
  6. Встроенная система «умный дом» — пока что доступна гостям отелей и казино Linq. Клиенты, используя телефон с установленным «ВиЧат», могут управлять с его экрана номером — включать свет, регулировать работу кондиционера, работать с телевизором.

Отдельного слова заслуживает функция «Красный конверт» — денежный перевод до 200 (около 2000 рублей) юаней. Это гениальный перенос старинной традиции в онлайн-реальность: в китайской культуре принято дарить небольшие денежные суммы к различным праздникам в красных конвертах с маленькой запиской-пожеланием. Порадовать таким образом близкого человека, продавца или вежливого сотрудника стало отличной возможностью, которой воспользовались миллионы юзеров:

  • Случайная групповая рассылка. Допустим, наш герой состоит в беседе на 20 человек и хочет отправить красные конвертики пятерым из них в духе «тайного Санты». «ВиЧат» рандомно выберет 5 участников группы и отправит им денежные сюрпризы. Такая возможность привлекла в мессенджер миллионы пользователей, обожающих дарить и получать случайные подарки.
  • Продвижение платежной системы и сторонних компаний. Под Новый Год магазины частенько рассылают своим клиентам «красные конверты». Отдельно тут стоит выделить Весенний Фестиваль, на котором крупные бренды (включая Huawei и Chevrolet) разыграли $81 млн — деньги были отправлены в «красных конвертах» рандомным образом 38 млн участникам. Чтобы получить выигрыш, нужно было встряхнуть смартфон. Забавно, что для увеличения шанса на победу пользователи шли на различные ухищрения — для одновременного встряхивания всех своих телефонов.
  • Не обошлось и без проблем: поначалу люди неохотно совершали денежные платежи через мессенджер, опасаясь мошенников. Но Хуатэн тут же заверил аудиторию: «Если хакеры украдут у вас в WeChat деньги, мы вернем всю сумму!»

Интересно, что опция Lucky Money была презентована в 2014, а в 2015 пользователи установили рекорд — с помощью «ВиЧат» на Китайский Новый Год люди отправили друг другу 8 млрд «красных конвертов»!

Сегодня аудитория «ВиЧат» приблизилась к 806 млн пользователей, однако подавляющая их часть — граждане КНР. Концепция «приложений в приложении» пока дает «вау-эффект» лишь при работе с китайскими юзерами. На таких новых рынках, как Индия, Бразилия, Индонезия, ее восприняли холодно — не помогла даже дорогая рекламная кампания с участием футболистов Неймара и Месси. Завоевание азиатского рынка также затруднено — здесь нужно учитывать такого сильного конкурента, как японского Line.

… и другие разработки «Тенсент», о которых следует знать

Другие разработки «Тенсент», о которых следует знать

Китайский конгломерат построил целую экосистему, куда входит целая плеяда полезных сервисов и продуктов:

  • Real Time eXchange (2005) — многофункциональное решение для бизнеса, которое поддерживает и обмен короткими текстовыми мессенджерами, и качественную видеосвязь. Продуктом пользуется порядка 85 000 компаний, работающих в КНР, — в числе первых пользователей были IBM и «Кока-Кола».
  • Tencent Messenger — мессенджер для поддержания комфортной и эффективной офисной среды. Поэтому в нем гарантируется безопасность общения, нет спама и рекламы.
  • QQ Music — популярнейший в Китае музыкальный стриминг-сервис, по своей сути являющийся аналогом «Спотифай».
  • Weishi — видеосервис, ставший клоном западного Vine: пользователи создают 8-секундные ролики и делятся ими со своей аудиторией. В КНР сервис работает с 2014 года — и весьма успешно (до 160 млн просмотров видео), но в компании считают, что на международном рынке данный продукт котироваться не будет.

В числе других разработок — загрузчик файлов, онлайн-видеоплеер, клиент электронной почты, видеохостинг QQ Video, облачное хранилище Weiyun, собственный браузер и картографический сервис. Отметим, что «Тенсент» — еще и крупнейший интернет-провайдер на территории КНР.

«Добрая акула» Tencent: список приобретений и поглощений

«Добрая акула» Tencent: список приобретений и поглощений

Летопись «Тенсент» была бы неполной без перечня дочерних предприятий — покупок, которые подарили компании ее высокое положение в мире. Среди самых значительных:

  1. Tencent Computer — реклама и продвижение в интернете, платные услуги (КНР, 100 % акций).
  2. Tencent Technology — разработка программного обеспечения (КНР, 100 %).
  3. Tencent Asset Management Limited — управление активами (Британские Виргинские острова, 100 %).
  4. Shenzhen Shiji Kaixuan Technology Company Limited — онлайн-реклама (КНР, 100 %).
  5. Tencent Technology (Beijing) Company Limited — разработка ПО (КНР. 100 %).
  6. Beijing BIZCOM Technology Company Limited — предоставление платных услуг (КНР, 100 %).
  7. Tencent Cloud Computing (Beijing) Company Limited — облачные вычисления (КНР, 100 %).
  8. Morespark Limited — инвестиционный холдинг, интернет-реклама (Гонконг, 100 %).
  9. Tencent Music Entertainment — распространение музыки через интернет (о-ва Кайман, 50,08 %).
  10. Riot Games — разработка онлайн-игр (США, 100 %).
  11. Epic Games — разработка компьютерных игр (США, 48,4 %).
  12. Funcom — разработка онлайн-игр (Норвегия, 100 %).
  13. Grinding Gear Games — разработка игр (Новая Зеландия, 80 %).
  14. Supercell — разработчик игр (Финляндия, 84,3 %).
  15. Glu Mobile — разработка онлайн-игр (Великобритания, 21 %).

По сведениям из «Википедии», у компании есть доли в таких компаниях, как Universal Music Group (10 %), VK (7,4 %), Activision Blizzard (5 %), Ubisoft (5 %), Paradox Interactive (5 %), Warner Music Group (1,6 %).

«Тенсент» сегодня: успехи компании в 2020-2022

«Тенсент» сегодня: успехи компании в 2020-2022

В 2021 Tencent стала лидером рейтинга «Самые дорогие частные компании КНР». Эксперты Forbes оценили китайскую корпорацию в $773 млрд. Также холдинг добился и следующих важных показателей:

  • Лучшие цифровые стартапы: 15 место.
  • Глобальный рейтинг мировых корпораций: 29 место (105 — по продажам, 12 — по выгоде, 191 — по ресурсам, 7 — по рыночной стоимости).
  • Самые инновационные компании планеты: 25 место.
  • Лучшие работодатели планеты: 45 место.

Средний годовой доход (313 млрд юаней) «Тенсент» складывается из четырех составляющих:

  1. Онлайн-игры — 104 млрд.
  2. Финансовые услуги: 78 млрд.
  3. Социальные сети — 73 млрд.
  4. Размещение рекламы в интернете — 58 млрд.

При этом основная активность холдинга приходится на материковый Китай — остальные государства приносят лишь 3 % от общей выручке. 

Компания активно развивает направление мобильных игр — в 2020 она приобрела канадского разработчика игровых онлайн-приложений Klei Entertainment. По итогам 2020 «Тенсент» заняла почетное 1 место по выручке среди всех издателей мобильных аппов (версия исследовательского центра App Annie).

Успехи последних двух лет деятельности можно представить следующим образом:

  • 2020. Общая годовая выручка — $73,9 млрд (482 млрд юаней), что на 19 % больше, чем в 2019. Чистый доход достиг отметки в 123 млрд юаней — вырос на 30 % в годовом исчислении. При этом 38,5 млрд прибыли компании принесли коммерческие услуги и финансовые технологии.
  • 2021. Общая годовая выручка составила 560,1 млрд юаней, увеличившись на 16 % в сравнении с показателями-2020. При этом чистая прибыль возросла на 1 %, составив $19,4 млрд (123,8 млрд юаней). Также в минувшем году компания увеличила долю своих вложений в научные исследования и разработки новых продуктов на 33 % — сумма инвестиций составила 51,8 млрд юаней.

Холдинг продолжает активно инвестировать как в китайские, так и в зарубежные стартапы:

  • 73 % — компании материкового Китая и Гонконга.
  • 27 % — проекты из азиатских стран, а также Европы и Северной Америки.

Инвестиционное портфолио — 50 % всех активов «Тенсент».

Деловой Tencent: финансы и руководство

Деловой Tencent: управление финансами и руководство компанией

«Большими боссами» корпорации на данный момент являются два человека:

  • Ма Хуатэн — основатель, председатель совета директоров, главный исполнительный директор, владелец 8,61 % акций «Тенсент».
  • Мартин Чи Пин Лау — президент и исполнительный директор (с 2006).

На Апрель 2022:

  • Стоимость акции — $378,8. 
  • Рыночная капитализация — 3,64 трлн HKD.
  • Цена/прибыль — 13,29.

Согласно финансовым отчетам за 2021:

  • Доход — 560,12 млрд CNY.
  • Чистая прибыль — 224,82 млрд CNY.
  • Себестоимость — 314,17 млрд CNY.

Крупнейший акционер гиганта — Naspers Limited (через дочернее предприятие MIH TC) — 31,1 % ценных бумаг.

3+ стоящих видеороликов о «Тенсент»

Чтобы узнать о впечатляющем китайском гиганте больше, рекомендуем вам обратить внимание на видеосюжеты:

  • Документальный фильм «Tencent: Кто владеет игровой индустрией. От копии ICQ до самой дорогой компании Китая». Фильм посвящен истории фирмы, которая, начав с подделки «аськи», добилась небывалых успехов. Отдельно разбирается вклад корпорации в кибериндустрию.
  • Документальный фильм «What is Tencent?» Видео с понятными русскоязычными субтитрами, которое подробно и популярно отвечает на вопрос «Что такое “Тенсент”?»
  • Документальный фильм «Tencent. История самой богатой игровой компании в мире». Разбирается история и развитие корпорации, ее экосистема и главные продукты, Инвестиции фирмы, преодоление гигантом серьезных проблем.

Отдельно можно ознакомиться с роликами, посвященными главному продукту холдинга: «WeChat - Обзор на Русском / Крутые Функции и Возможности Вичат в 2022», «Как заказать через WeChat (вичат) в Китае. + БОНУС», «Мини-программы WeChat: будущее только началось» и пр.

Посмотреть подборку интересных видеороликов и фильмов про историю успеха инвестиционной и венчурной корпорации Tencent можно по ссылке.

Заключение

Редакция lindeal.com выяснила, что корпорация Tencent обрела статус самой дорогой компании Китая еще 5 сентября 2016, обогнав на этом поприще соотечественника China Telecom. При этом объективно называть стартап «китайским Microsoft» все-таки сложно: да, конгломерат уже давно стал полноценной экосистемой, развивающей и e-commerce, и мессенджер, и киноиндустрию, и онлайн-игры, но далеко не все его продукты можно назвать авторскими. В «Тенсент» не боятся копировать и западных, и азиатских конкурентов — и совершенно не стесняются плагиата! Какой смысл в ложной скромности, если такие «заимствования» помогают внедрять для китайской аудитории актуальные продукты, а самому холдингу — получать небывалую прибыль, быть лидером на местном рынке?

Теги:

2072

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Будьте первыми, напишите комментарий.

Написать комментарий

Поделитесь с нами своим мнением об этой статье, напишите ваш комментарий, отзыв, рекомендации или вопросы. Нам очень важно, что вы думаете касательно данного материала!

Автор комментарий

Отзывы и комментарии на linDEAL. проходят модерацию в течение нескольких часов.

Читаете еще на linDEAL.

TSMC: история создания и успеха Taiwan Semiconductor Manufacturing Company

Полная история появления и развития TSMC. Узнайте подробно в чем секрет успеха Taiwan Semiconductor Manufacturing Company. Интересные факты, книги и фильмы

Импортозамещение: понятие, товары, примеры разных стран

В новой статье от LinDeal вы узнаете об импортозамещении, его целях, задачах и международном опыте внедрения

FIFA: история создания и успеха ФИФА

Полная история появления и развития ФИФА. Узнайте подробно в чем секрет успеха FIFA. Интересные факты, книги и фильмы

Рейтинг лучших маркетплейсов Азии: топ-20+ площадок

Рейтинг лучших маркетплейсов Китая, Турции, Японии, Индии, Вьетнама, Индонезии и всей Азии. Свежая статистика, описание, основные достоинства и официальные сайты

Производство бумаги: список мировых производителей

Страны и компании, лидирующие по производству бумаги. Почему офисная бумага так резко подорожала?

Новости на linDEAL.

Какой сегодня праздник?

Какие праздники отмечают в этот день в вашей стране или в любой другой стране мира ..
Узнать!

Статьи и Тренды на linDEAL.

Подборки лучших книг

Книги о самых успешных компаниях
20 книг про истории успеха компаний, биографии их успешных создателей

Редакция LinDeal подготовила для вас подборку топ 20 книг о биографиях, историях успеха известных компаниях и брендах, почему их стоит прочесть и как эти знания могут повлиять на вашу жизнь

Читайте нас

Не пропускайте важные события и полезные статьи

Еще Истории успеха компаний

TSMC: история создания и успеха Taiwan Semiconductor Manufacturing Company ..

Полная история появления и развития TSMC. Узнайте подробно в чем секрет успеха Taiwan Semiconductor Manufacturing Company. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

The Guinness Book of Records: история создания и успеха Книги Рекордов Гиннесса ..

Полная история появления и развития Книги Рекордов Гиннесса. Узнайте подробно в чем секрет успеха The Guinness Book of Records. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Pepsi: история создания и успеха Пепси ..

Полная история появления и развития Пепси. Узнайте подробно в чем секрет успеха Pepsi. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Supreme: история создания и успеха Суприм ..

Полная история появления и развития Суприм. Узнайте подробно в чем секрет успеха Supreme. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Европейский союз: история создания и успеха ЕС (The European Union) ..

Полная история появления и развития Европейского союза. Узнайте подробно в чем секрет успеха The European Union. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Cybersport: история создания и успеха Киберспорта ..

Полная история появления и развития Киберспорта. Узнайте подробно в чем секрет успеха Cybersport. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Boeing: история создания и успеха Боинг ..

Полная история появления и развития Боинг. Узнайте подробно в чем секрет успеха Boeing. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Nvidia: история создания и успеха Нвидиа ..

Полная история появления и развития Нвидиа. Узнайте подробно в чем секрет успеха Nvidia. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Airbnb: история создания и успеха Аирбнб ..

Полная история создания и развития Аирбнб. Узнайте подробно в чем секрет успеха Airbnb. Интересные факты, книги и фильмы еще ..

Загрузка ..