Spotify: история создания и успеха Спотифай

Spotify: история создания и успеха Спотифай

Что такое Spotify? Миллионы довольных пользователей со всего мира ответят: «Это приложение, в котором можно слушать музыку бесплатно!» «Спотифай» любят уже в 178 странах мира — и это далеко не предел, ведь в планах компании завоевать весь мир. Кто бы мог подумать, что к такому итогу приведет желание двух состоятельных ребят занять себя полезным и интересным делом! Как шведскому стартапу удалось пересилить Apple и Google, почему стоит хоть раз в жизни попробовать платную подписку, чем закончилась борьба с музыкальными пиратами и о каких супер-опциях мьюзик-аппа практически никто не знает — в свежем обзоре от команды https://lindeal.com.

Что такое «Спотифай»? Краткая справка о компании

Что такое «Спотифай»? Краткая справка о компании

Spotify — музыкальный стриминг-сервис, позволяющий легально прослушивать песни, подкасты и аудиокниги, не скачивая контент на устройство. Сегодня «Спотифай» — это:

  • официальный сайт spotify.com;
  • приложения для всех известных ОС смартфонов, автомобильных медиасистем и других смарт-устройств.

Среди важной информации о компании:

  • Дата основания: 2006, Швеция, Стокгольм.
  • Основатели: Даниэль Эк, Мартин Лорентсон.
  • Капитализация: 33,5 млрд. евро.
  • Оборот: 9,67 млрд евро.
  • Чистая прибыль: минус 34 млн евро.
  • Количество сотрудников: 6617.

Проект распространился практически на все страны Европы, большинство территорий Северной и Южной Америки, ряд государств Азии, Африки, Австралии и Океании. На доле стриминг-проекта — 36 % мировых прослушиваний.

Принципы работы «Спотифай»: 4 важных момента

Принципы работы «Спотифай»: 4 важных момента

Платформа задумывалась как своеобразный инструмент справедливости. Такой подход отразился на основных принципах фирмы, которые позволили ей стать уважаемой и востребованной по всему миру:

  • Музыканты получают заслуженные деньги за распространение плодов своего творчества. Ни о каком неправомерном использовании интеллектуальной собственности речи не идет: работа с конкретными треками начинается только после подписания договоров с правообладателями — сольными исполнителями, коллективами или звукозаписывающими студиями.
  • Пользователи получают возможность прослушивать сотни миллионов произведений за скромную плату. Несмотря на то, что Spotify берет деньги с «юзеров», стоимость доступа к функциям приложения небольшая. Есть и бесплатный доступ, но он сильно ограничен в функционале.
  • Люди могут общаться с большой аудиторией — в том числе, с самими исполнителями (если повезет, конечно). Реализуется принцип коммуникативности с помощью подкастов. Получается нечто похожее на радиопередачу, которую может прослушать в реальном времени или скачать любой пользователь, имеющий доступ к функции.
  • Конкуренты не испытывают серьезного давления — даже мелкие. Основатели фирмы за прибылью не гонятся, основная их цель — принести выгоду тем, кто этого заслуживает. Нет демпинга, нет воровства технологий — владельцы Spotify, даже имея на то возможности, никого не вытесняют со стримингового рынка.

Казалось бы, реализация этих принципов должна приносить одни убытки – дорого, приходится осваивать ранее неизведанные стороны ведения бизнеса. Тем не менее, успех заставляет завистников прямо-таки скрипеть зубами!

Почему Spotify стал успешным: 10 факторов

Почему Spotify стал успешным: 10 факторов

Один из основных секретов кроется в том, что основатели и вдохновители платформы, Даниэль Эк и Мартин Лорентсон, к моменту отправки в жизнь своего стартапа были уже людьми более чем успешными. Оба бизнесмена изначально не воспринимали проект в качестве источника дохода, они решили вложить в него душу, поэтому:

  • всегда честны с партнерами;
  • не жалеют денег на развитие, в том числе, на научные разработки;
  • стараются придерживаться лояльной ценовой политики для пользователей.

Теперь представьте, что такой подход к ведению дела сочетается с точным попаданием в запросы аудитории! Объективно площадку выделяют за десять ключевых преимуществ перед конкурентами:

  1. Огромная медиатека.
  2. Удивительно точные рекомендации треков.
  3. Работа на всех известных смарт-устройствах.
  4. Большой выбор тематических плейлистов.
  5. Прекрасное радио (можно даже настроить собственную радиостанцию).
  6. Большое глобальное коммьюнити с прекрасным музыкальным вкусом. 
  7. Бесшовная синхронизация Spotify Connect.
  8. Интеграция с Facebook, Twitter, Telegram, Skype, Instagram.
  9. Удобный десктопный клиент с продуманным инновационным интерфейсом.
  10. Отсутствие навязчивой и агрессивной рекламы.

Платформа зародилась в 2006 — в это время мир начал искать новые источники музыки, фильмов и прочего контента, который предпочтительно получать через интернет. На тот момент уже работала iTunes (Apple), но шведы предложили условия интереснее — как минимум, их разработка дешевле для потребителя (американцы брали 0,99$ за песню). Кроме того, для прослушивания треков не обязательно пользоваться «яблочной» продукцией и софтом — Spotify изначально работал на любых устройствах и операционных системах.

Иными словами, конкуренты хоть и были, но особой угрозы не представляли – Эк и Лорентсон «попали в волну» — их идея стала находкой для своего времени, кроме того, давала исполнителям возможность заработать. Сочетание этих факторов сделало проект обреченным на успех!

Отцы-основатели: как все начиналось…

Отцы-основатели: как все начиналось…

Даниэль и Лорентсон хоть и мыслят на одной волне, но, по сути, люди из разных миров. Разница в возрасте — 20 лет, отсюда выходят колоссальные различия в мировоззрении. Впрочем, это не помешало стать лучшими друзьями и совместными усилиями раскрутить с нуля один из самых востребованных проектов современности. Как говорят сами мужчины, за все время их дружбы не было ни дня, когда они не перекинулись хотя бы парой слов.

Даниэль Эк

Будущий идейный вдохновитель и создатель проекта родился 21 февраля 1983 в Стокгольме. С самого детства он начал проявлять «коммерческую жилку»: все окружение было уверено — стать мальчику бизнесменом с миллиардными оборотами. Тем не менее, до 13 лет он активно увлекался музыкой, чему немало способствовали родители: мать — пианистка, отец — оперный певец. Даниэль быстро освоил инструменты:

  • гитару;
  • ударные;
  • гармонь;
  • клавишные.

Казалось, судьба парня предрешена, но в какой-то момент он увлекся программированием и начал зарабатывать неплохие деньги еще в школе.

Как и в случае со Spotify, Эк попал в волну: начал делать на заказ «домашние странички» знакомым — родителям одноклассников и соседям. В 1996 году это было штукой очень модной и дорогой — никто не понимал, зачем нужны личные сайты простым людям, но платить за это были готовы по нескольку десятков тысяч долларов. Даниэль выполнил первый заказ за 100$, следующий за 200. Потом довел цену до 500 — постоянно выслушивал от клиентов похвалы за дешевизну, но к моменту окончания школы получал чистого дохода в месяц около 50 000$.

К 23-летию Даниэль уже был успешным бизнесменом. Он владел доской интернет-объявлений Advertigo, попутно занимал руководящую должность в Tradera (онлайн-аукционе). В 2005 пришло осознание — всех целей достиг, новых нет, нужно срочно что-то менять. В итоге Advertigo Эк продал за 1,25 млн $ — на какое-то время покинул бизнес-сферу, всерьез обдумывая перспективу стать профессиональным музыкантом. Впрочем, судьба распорядилась иначе.

Мартин Лорентсон

Если Эку пророчили грандиозное будущее на поприще бизнеса, то Лорентсону предрекали спортивную карьеру — несмотря на его увлечение экономикой. Родители будущего миллиардера были профессиональными спортсменами, сам он тоже до какого-то момента проявлял интерес к легкой атлетике, но только с головой ушел в дела денежные. С точки зрения образа жизни Мартин едва ли напоминает одного из богатейших людей мира:

  • машины не имеет, ездит на велосипеде;
  • живет в простой по шведским меркам трехкомнатной квартире;
  • обожает компьютерные игрушки, особенно «стрелялки» наподобие «Контр-Страйк».

В отличие от своего компаньона Даниэля, Лорентсон не ставил перед собой в качестве цели обогащение — он просто работал, занимаясь тем, что интересно, а не тем, что принесет максимально возможный доход с минимальными затратами. Отчасти помогает в этом бизнесмену расстройство психики, выраженное в гиперактивности — редкий человек способен трудиться несколько суток подряд, забывая поспать!

Основой успеха Мартин считает:

  • непрерывное образование;
  • спорт (интересно, что в спортзал он приходит ровно в полночь — видимо, только в это время и получается выделить несколько часов);
  • инвестиции в разные отрасли.

Тем не менее, основой бизнеса Лорентсона стали именно интернет-проекты: например, услуги по поиску жилья для студентов, а также покупка состоявшихся фирм для их последующей перепродажи. Благодаря своим навыкам и поразительной трудоспособности, Мартин смог сколотить капитал в $4 млрд — и останавливаться на достигнутом явно не собирается.

Борьба с аудиопиратством: золотой ключик

Борьба с аудиопиратством: золотой ключик

Конец девяностых и начало нулевых — время грандиозных перемен в индустрии, причем не в пользу исполнителей и авторов песен. В это время начали усиленно «отмирать» аудиокассеты и CD-диски — музыка стала «перетекать» в онлайн-формат. Поспособствовал этому сам Стив Джобс со своим iTunes — если раньше раздобыть в сети подборку любых произведений было делом сложным (несмотря на существование примитивных аналогов вроде Napster), то теперь можно было покупать отдельные треки из альбомов, выходящих из-под пера композиторов и певцов.

Итог не очень приятный — такое положение вещей позволило аудио-пиратам действовать быстро и нагло. Они регистрировали домены, клепали простые сайты, и через них распространяли музыку, не имея на то права, но получая колоссальный доход от интернет-рекламы, размещенной на пиратских страничках. Кончилось все тем, что уже к 2004 доходы артистов по всему миру резко упали — под угрозой оказалась целая индустрия. Как раз на этот период приходятся серьезные творческие кризисы многих именитых исполнителей — причина кроется как раз в массовом воровстве музыки.

Именно об этом разговаривали во время прогулки в середине 2005 Эк и Лорентсон. Для начала они прошлись недобрым словом по шведскому пиратскому «гнезду» The Pirate Bay, потом посетовали на сложные времена для музыкантов. И выразили надежду на то, что люди в массе своей воровство и нарушение авторских прав не поддерживают, просто современный рынок не может дать им ничего доступного в финансовом плане, позволяющего слушать любимую музыку 24/7.

В 2006 году был зарегистрирован домен Spotify.com, сразу же начались переговоры со звукозаписывающими студиями:

  • Warner;
  • Universal;
  • EMI Music.

При этом от сторонних инвестиций партнеры поначалу отказались. Желающие поучаствовать в проекте были, и немало, но их условия казались Эку невыгодными, а Мартин всецело поддерживал своего друга. В итоге первоначальные инвестиции почти полностью состояли из вложений Лоренстона.

Начало трудного пути платформы «Спотифай»

Начало трудного пути платформы «Спотифай»

Задумка сразу была представлена обществу, как спасение от аудио-пиратства с предоставлением возможности прослушивать любимую музыку без особых ограничений. Кроме того, Эк и Лоренстон на тот момент уже показали себя талантливыми бизнесменами, а Швеция, породившая стартап, пользовалась безукоризненной репутацией по всему миру — в том числе, в сфере информационных технологий.

Если большая часть правообладателей сразу приняла предложение о сотрудничестве, то отдельные студии, в первую очередь, американские, отнеслись к идее со скепсисом. Они полагали, что переиграть iTunes шведы все равно не смогут — следовательно, доверять свои авторские права на музыку не спешили.

Тем не менее, дело сдвинулось:

  • в апреле 2006 куплен домен;
  • в июне основано акционерное общество «Spotify AB»;
  • в августе открылся первый офис в Стокгольме.

Сотрудников партнеры особо долго не искали, изнурительными собеседованиями головы себе не забивали. Эк привлек к работе своих однокурсников и некоторых бывших коллег из фирмы Stardoll, а Мартин пригласил в новое детище часть персонала из прошлых проектов.

До февраля 2007 года активно велась работа в Стокгольме — разрабатывались новые фишки будущего гиганта, проводились многочисленные тесты. Потом партнеры решили перевести офис в Лондон, оставив в Швеции только филиал, посвященный научным исследованиям:

  • музыкальных предпочтений людей в зависимости от дня недели и времени суток;
  • способов быстрой передачи качественного звука;
  • максимально легкого управления приложением;
  • функций, которые будут полезны потребителям (и которые пока отсутствовали у iTunes).

К этому же моменту были заключены предварительные соглашения с рекорд-студиями, а непосредственно исполнителей Даниэль и Мартин обошли стороной — особенности творчества того времени: всем управляли «посредники», сами же авторы особой роли в продаже собственных творений не играли.

Покорение европейских рынков: как это было

Покорение европейских рынков: как это было

Апрель 2007 года стал первым «рабочим» месяцем площадки. Эк и Лоренстон в партнерстве со STIM, давшей право на использование некоторых треков, открыли бета-тестирование проекта. Всем желающим доступ не предоставили по понятным причинам — проверяли сервис на баги, недоработки, которые могли бы испортить репутацию проекта еще до его официального выхода в жизнь. Возможность опробовать прелести нового стриминга получили:

  • музыкальные блогеры;
  • представители рекорд-студий и исполнителей;
  • друзья Даниэля и Мартина.

Не сказать, что тесты выявили слишком много недочетов в работе молодой платформы, но убыток ребята получили огромный. Прибыли пока не было и быть не могло, а ресурсов стартап потреблял очень много. Согласно признанию самих бизнесменов, за год тестирования было потрачено порядка 32 миллионов шведских крон (около 3,5 млн $). Но это не предел трат! В следующем году, когда Spotify функционировал уже по полной программе практически со всеми заложенными разработчиками функциями, убыток вышел в два раза больше.

Меры Эк и Лоренстон предпринимали кардинальные:

  • полностью запрещали бесплатный доступ к функционалу;
  • пытались «химичить» с выплатами правообладателям (не особо успешно, да и не горели желанием никого обманывать);
  • заключили партнерское соглашение с двумя телефонными операторами в Швеции и Великобритании, согласно которым оплата подписки сочеталась с оплатой услуг связи.

Одновременно с этим популярность приложения росла, «Спотифай» начал уверенное распространение по европейским государствам.

Интересно! Лейблы получали от выручки 52 %, артистам отчисления шли по решению правообладателей. Цифры напрямую не раскрываются, но эксперты полагают, что среднестатистический творческий коллектив может рассчитывать примерно на 15% от суммы, вырученной стримингом.

Проблемы, конечно, были, но на фоне сложностей, с которыми столкнулись исполнители из Европы, все эти убытки были сущими мелочами. Так, на уровень 2007-2008 доходы музыкантов из-за аудио-пиратства уменьшились более чем в два раза по сравнению с концом 90-х. В таких условиях артистам не оставалось ничего иного, кроме как цепляться за последнюю спасительную ниточку — детище Эка и Лоренстона. К 2010 «Спотифай» стал доступен более чем в десяти европейских странах, в том числе:

  • Швеции (логично);
  • Великобритании (тоже закономерно);
  • Германии;
  • Франции;
  • Италии (в очень ограниченной версии);
  • Австрии.

И доход пошел! Правда, не для Даниэля с Мартином. Они сумели выйти в «ноль», но миллионных доходов пока не видели. Одна из причин крылась в невозможности завоевать американский рынок, который был и есть кладезью для «посредников».

К 2010 году тяжелое дыхание «Спотифай» ощутил на себе Стив Джобс. Он четко осознал, что если не принять меры, то в скором времени:

  • iTunes потеряет популярность среди пользователей;
  • прибыли упадут;
  • Apple в принципе лишится доли авторитета.

Последний пункт вполне обоснован — Spotify заключила соглашение с «Самсунг». О чем именно, история умалчивает, но определенно это было связано с дальнейшим распространением сервиса, а также с привлечением на платформу новых партнеров — лейблов, самих исполнителей и, разумеется, пользователей, готовых платить деньги.

Помешать развитию стриминга в Европе Джобс не мог, однако потратил немало денег и времени на «блокировку» выхода «Спотифай» на американский рынок. Тем не менее, усилия главы Apple оказались напрасными – помешать проекту Эка и Лоренстона уже никто не мог. Да и здоровье Стива уже оставляло желать лучшего — борьба с раком кого угодно выбьет из колеи. Поняв, что конец близок, он сдался, что дало Spotify действительно «крутые» перспективы в индустрии.

Выход в большую жизнь: здравствуй, Америка!

Первый шаги в развитии рынка в Америке

Бизнесмены дорого заплатили за возможность выхода на самый крупный рынок мира в США. Люди в Северной Америке дисциплинированные: пиратские треки не очень жалуют, деньги у них есть — и они готовы тратить их за возможность слушать качественную музыку без надоевшей рекламы и прочих ограничений. Поле деятельности бездонное — для того, чтобы закрепиться на нем, Эк и Лоренстон потратили:

  • 20 % акций компании в пользу таких лейблов как Universal, Sony и Warner (сотрудничали с ними и раньше, но не на таких драконовских условиях);
  • около полумиллиарда долларов в год за лицензии на треки — причем, деньги эти платятся независимо от того, слушают ли их пользователи или нет;
  • некоторые количество времени и денег на добавление функции «купить композицию» по аналогии с iTunes.

Один из шагов, с одной стороны, сомнительных, с другой очень действенных — временная отмена бесплатных пользовательских лицензий. Теперь для того, чтобы пользоваться любыми функциями «Спотифай», людям стало необходимо приобретать платную подписку по аналогии с тем, как сейчас это выглядит у «Яндекс.Музыки». Сейчас такая мера уже отменена, но в свое время она помогла привлечь к платформе миллионы постоянных клиентов. При сравнительно невысокой стоимости услуг (5$ в месяц в среднем по миру) люди получили то, чего не могли видеть даже за гораздо большие деньги:

  • формирование собственных плейлистов;
  • подборки от сервиса, выходящие ежедневно согласно интересам каждого конкретного пользователя;
  • подкасты (не новинка, но тем не менее штука полезная и интересная).

Кроме того, Spotify уже в начале 2010-х порадовал потребителя высочайшим качеством звучания – до 320 кб/с.

2011 получился убыточным (более 50 млн $), а вот в 2013 случился первый всплеск посещаемости — запуск бесплатного мобильного приложения оттеснил часть пользователей от iTunes и некоторых конкурентов помельче, в результате чего исполнители музыки, размещающие треки на стриминге, устроили настоящую акцию протеста. Если раньше они не задумывались об уровне своих доходов (посещаемость «Спотифай» была не особо большой), то теперь, когда прослушивание композиций поднялось на несколько миллионов раз в неделю, музыканты поняли, что получают копейки.

Пошел вал удаления композиций с сервиса, в результате чего начался спад пользовательской посещаемости. Даниэль и Мартин напряглись, но выход нашли быстро:

  • пересмотрели условия сотрудничества со звукозаписывающими компаниями;
  • начали заключать соглашения напрямую с исполнителями;
  • добавили функцию самостоятельной загрузки треков авторами.

Кроме того, компания начала разрабатывать версии для самых разных устройств. Например, в 2015 году свет увидело приложение для игровой приставки Sony PlayStation — пользователи были в восторге, а доходы музыкантов выросли в несколько раз! К 2017 году на сервис начали возвращаться ранее ушедшие исполнители — в том числе, главная скандалистка Тейлор Свифт, выразившая недовольство не только мизерными отчислениями в свою пользу, но и «приваживанием» на сервис бесплатных пользователей (к тому моменту они снова появились).

Ныне компания преодолела практически все противоречия как с исполнителями, так и с лейблами — распространилась почти на 200 стран мира, а ее активы оцениваются в 34 млрд долларов. Несмотря на то, что в 2016 Лорентсон уступил официальный пост генерального директора Эку, стратегия развития не изменилась — стриминговый сервис продолжает вводить новые фишки, а число пользователей только растет.

Покорение СНГ: государства со своими особенностями

Покорение СНГ: государства со своими особенностями

С европейскими странами у «Спотифай» проблем особых не возникло — даже с противодействием «монополистов» из США в виде Apple бизнесмены разобрались сравнительно легко, а вот СНГ оказался крепким орешком. Проблема в том, что законодательства России, Украины, Беларуси в сфере интернета и авторского права намного сложнее, чем у западных государств. Но нет непреодолимых препятствий!

Россия

Первая попытка выхода на рынок РФ совпала со временем «покорения» Филиппин и Канады — 2014. Шведская компания зарегистрировала в России юридическое лицо ООО «Спотифай», во главе которого поставили Александра Кубанеишвили. Затем ашли инвесторов, начали вести переговоры с российскими лейблами, продюсерами, творческими коллективами и сольными исполнителями, но успех не пришел. Уже через год последовала серия ужесточающих законов, отразившаяся как на возможностях переуступки авторских прав, так и на существовании подобных сервисов в принципе. ООО пришлось ликвидировать, а выход на российский рынок — отложить на неопределенный срок.

Следующие хорошие новости относятся к 2018:

  • согласно информации СМИ, переговоры возобновились;
  • в приложении на «Андроид» появился частичный перевод контента на русский язык;
  • появилась информация от компании «Самсунг», давнего партнера шведов, о предположительной стоимости месячной подписки для пользователей из РФ.

Согласно некоторым данным, запуск проекта в России был запланирован на конец 2019 (по версии издания «КоммерсантЪ»), но у шведов возникли серьезные разногласия по лицензиям с Warner Music Russia. Переговоры затянулись, но закончились успешно. 15 июля 2020 года приложение запущено на территории РФ, рынок покорен!

Украина

Работа по выходу на украинский рынок проводилась параллельно с «освоением» России — все происходило под одним юридическим лицом, но некоторые изменения в приложение для Украины все-таки были внесены, однако с юридической точки зрения все осуществлялось одновременно. Таким образом, 15 июля 2020 площадка заработала как в РФ, так и в Украине, а также еще в 11 странах.

Главные конкуренты на стриминг-рынке

Главные конкуренты на стриминг-рынке

Потоковая передача музыки — золотая жила для стартаперов, музыкальных коллективов и лейблов. Неудивительно, что у стриминга есть конкуренты, которые хоть и не догоняют шведов по многим параметрам, но упорно дышат в спину уже не первый год:

  • «Яндекс.Музыка». Российский сервис со сравнительно недорогой подпиской. Подкасты среднего качества, подборки, составляемые искусственным интеллектом платформы, неплохо отражают реальные интересы пользователей, но лейблы и исполнители частенько удаляют студийные версии треков, оставляя взамен низкокачественные концертные записи (live). Тем не менее, проект пользуется популярностью и закрываться явно не собирается.
  • Soundcloud. Работа сервиса похожа на «Спотифай», но есть тонкость — этот стриминг специализируется на новых малоизвестных исполнителях преимущественно в жанрах «рэп» и «инди». Не сказать, что платформа переполнена подобными композициями, но их очень много. Неплохой вариант для тех, кто любит первым знакомиться с творчеством пока не раскрученных музыкантов.
  • Deezer. Любит начинающих исполнителей, включает в себя порядка 30000 (!) радиостанций и огромное число подкастов. Позволяет пользователям как угодно играть с настройками плейлистов (перемешивание треков, непрерывное воспроизведение). Отличается большим количеством рекламы на бесплатной подписке (функционал урезан не сильно, но реклама действительно надоедает). Стоимость же премиум-доступа выливается почти в 20 $ ежемесячно.
  • Pandora. Работает с 2002 года, в месяц собирает 75 миллионов пользователей, специализируется на радиостанциях. Рекламы не очень много, подписка стоит 5 долларов в месяц, плейлисты настраиваются, все замечательно, если бы не одно «но». Этот сервис доступен только в США, Новой Зеландии и Австралии.
  • Apple Music. Судя по отзывам пользователей, создание плейлистов по интересам работает криво, однако минимум 50 миллионов платных подписчиков у стриминга есть. Секрет в том, что Apple «поставляет» меломанам эксклюзивные альбомы от разных исполнителей, которые пока еще официально не увидели свет. Стоит отметить, что этот сервис только развивается, и в теории может вытеснить с рынка шведское приложение, оспорив его лидерство в отрасли.

Да, конкуренты есть, и сильные, но 180 миллионов платных подписчиков говорят о многом – до этой цифры еще никто не смог дойти!

Фишки «Спотифай»: почему его так любят?

Фишки «Спотифай»: почему его так любят?

Главное преимущество, выгодно отличающее сервис от конкурентов, — умная система искусственного интеллекта, задействованная в составлении пользовательских рекомендаций и формировании индивидуальных плейлистов. Разработчики создали целый отдел для исследования:

  • музыкальных предпочтений людей в зависимости от времени суток, дня недели и даже погоды;
  • жанров, которые предпочитают слушать пользователи в выходные и рабочие дни;
  • как те или иные потребители реагируют на выход новинок (как меняются их предпочтения).

«Спотифай» дает людям то, что им хочется. Как показывает статистика, пользователи действительно довольны точностью составления подборок.

Отсюда же происходит вторая важная фишка стримингового сервиса — непрерывное воспроизведение. Как только заканчивается выбранный слушателем плейлист, система автоматически подбирает похожие композиции, и музыка продолжает литься из динамиков в режиме нон-стоп. Сейчас это происходит мгновенно, а в начале 2010-х, когда эта функция только тестировалась, ожидание новой подборки могло занимать 10 секунд и более.

Возможность анонимизации заслуживает отдельного слова. Программисты успешно реализовали функцию просмотра истории воспроизведения музыки — довольно полезная вещь для случаев, когда человек повторно хочет воспроизвести особо понравившийся трек. Одновременно с этим есть возможность как полностью удалить историю буквально в два клика, так и скрыть ее от посторонних путем установления ограничений на просмотр. Сложно сказать, насколько удаление истории востребовано среди потребителей, но у конкурентов прямых аналогов нет.

Самый шик — плейлисты для животных. Исследовательский центр провел большую работу по выявлению музыки, которая нравится кошкам и собакам. Под «нравится» следует понимать спокойствие и расслабление у питомца во время прослушивания треков. Интересно, что функция действительно пользуется популярностью, главным образом среди пользователей из США

Что дает платная подписка на «Спотифай»: список преимуществ

Что дает платная подписка на «Спотифай»: список преимуществ

Новые пользователи могут пользоваться сервисом бесплатно три месяца, а уже затем, оценив его преимущества, оформить подходящий тарифный план:

  1. Студенческий ($2,49): только при наличии студенческого билета.
  2. Индивидуальный ($4,99).
  3. Премиум для двоих ($6,49): на пару пользователей.
  4. Семейный ($7,99): на шесть человек, притом у каждого будет отдельный аккаунт с собственными подборками и медиатекой.

Обладатели платной подписки на Spotify получают:

  • доступ к каталогу с 50 млн треков;
  • самый точный алгоритм подбора песен исходя из личных предпочтений;
  • отсутствие рекламы;
  • работу аппа практически на всех существующих гаджетах;
  • качество звука до 320 кбит/сек;
  • возможность прослушивания офлайн.

Плюсом к перечисленному — возможность подключения посредством «блютуз» к музыкальному центру, домашнему кинотеатру или колонке.

Самые популярные артисты на Spotify: топ-2021

Самые популярные артисты на Spotify: топ-2021

Отдельно, отметим, что традиционный ежегодный хит-парад от «Спотифай» — самый объективный в своем роде: у пользователей есть возможность слушать музыку бесплатно, а вот у музыкантов возможности «накрутить» себе прослушивания нет. В 2021 лучшими исполнителями на Spotify оказались:

  1. Bad Bunny;
  2. Тейлор Свифт;
  3. BTS;
  4. Дрейк;
  5. Джастин Бибер.

В пятерку лучших альбомов года вошли:

  1. Оливия Родриго — «SOUR»;
  2. Дуа Липа — «Future Nostalgia»;
  3. Джастин Бибер — «Justice»;
  4. Эд Ширан — «=» (знак равенства);
  5. Doja Cat — «Planet Her».

Самыми прослушиваемыми на сервисе треками в 2021 оказались:

  1. Olivia Rodrigo — «drivers license»;
  2. 2Lil Nas X — «MONTERO (Call Me By Your Name)»;
  3. The Kid LAROI — «STAY (with Justin Bieber)»;
  4. Olivia Rodrigo — «good 4 u»;
  5. Dua Lipa — «Levitating (feat. DaBaby)».

Из этого можно сделать два вывода: первый — хип–хоп и рэп остаются в качестве любимых жанров (притом второй год подряд), второй — электроника, классика, джаз, рок- и поп-музыка продолжают терять свои позиции.

10 супер-опций приложения «Спотифай», о которых мало кто знает

10 супер-опций приложения «Спотифай», о которых мало кто знает

Среди неочевидных, но очень полезных функции аппа:

  1. Discover Weekly («Открытия недели») — еженедельный плейлист с рекомендациями, который так полюбился точными алгоритмами и подборками.
  2. «Плейлисты от музыкантов» — подборки, составленные певцами специально для своих фанатов или к особым мероприятиям.
  3. «Таймер сна» — возможность поставить обратный отсчет от 5 до 60 минут, по которому воспроизведение музыки прекратится.
  4. «Эквалайзер» — инструмент корректирует частоту исходящего аудио, дает возможность усилить низкие или высокие ноты. Особенно хорошо звучат пресеты «Рок» и «Электроника».
  5. «Бесконечный плейлист» — после завершения альбома или подборки сервис предложит еще 20 похожих треков (и так до бесконечности).
  6. Рекомендации по плейлисту — зайдите в любую из своих подборок, прокрутите ее до конца. Там вы обнаружите еще 6 похожих треков, подобранных нейросетью.
  7. Синхронизация между телефоном и компьютером. Достаточно лишь войти в один профиль с обоих устройств — и на другом гаджете можно будет послушать прерванное воспроизведение с той же секунды.
  8. «Приватный режим» — если вы не хотите, чтобы друзья, зарегистрированные в «Спотифай», знали, что вы слушаете, перейдите на аноним-профиль.
  9. Секретное переключение трека — проведите пальцем по свернутому плееру влево или вправо, чтобы перейти к другой песне.
  10. Ностальгические подборки по годам для «олдов». В «Персональных подборках» возможно обнаружить огромные (до 6 часов!) плейлисты с самыми прослушиваемыми композициями по годам.

Среди новых интересных публике функций оказалась также возможность слушать треки оффлайн (без подключения к интернету), опция «Ваши эпизоды» (возможность сохранять выбранные отрывки подкастов для их дальнейшего прослушивания), автоматическое обновление (автодобавление новых песен в списки воспроизведения), переработанная панель навигации специально для автомобильного режима.

Интересные факты: 9 заметок о «Спотифай»

Интересные факты: 9 заметок о «Спотифай»

  1. Несмотря на уверение владельцев Spotify о безупречной работе так называемого «индекса БигМака» (утверждение о том, что цены на аналогичную продукцию во всех странах мира примерно равны, как в случае с едой из «МакДональдс»), разница в стоимости подписок в России и США отличалась в два раза — 2,2$-4,99$ против 9,99$.
  2. Даниэль Эк в детстве мечтал продать каждому китайцу по коробку спичек и за счет этого стать миллиардером. Интересно, что в Китае площадка пока не работает (скорее всего никогда и не будет работать из-за политики Поднебесной в сфере интернета и авторских прав), так что до осуществления этой мечты бизнесмену еще далеко.
  3. Согласно разным данным, в базы стриминга загружено в общей сложности от 50 до 120 млн треков разных жанров. Причем по статистике около 20 % никто и никогда не слушал — они висят, что называется, «мертвым грузом».
  4. В России подкасты стали доступны чуть ли не в последнюю очередь в мире. Полноценно они заработали только в октябре 2021 года, и это притом, что в США к тому моменту уже вовсю функционировал эксклюзивный проект «подкаст от Мишель Обамы».
  5. Это один из немногих музыкальных сервисов, запрещающих напрямую переносить плейлисты из других приложений. При этом руководство компании не запрещает подписчикам использовать сторонние утилиты, снимая с себя ответственность за анонимность и безопасность этой «процедуры».
  6. К моменту основания стартапа Эк и Лорентсон находились в депрессии, которая развилась у них из-за «слишком сытого образа жизни». Например, Даниэль признавался, что видеть не может дорогие клубы, проявления роскоши. У Мартина душевное состояние было примерно таким же.
  7. Когда «Спотифай» наконец-то добрался до России, «Гугл» решил переориентировать своих потребителей с надежного и проверенного годами Google Play Music на глючный YouTube Music. Проект этот оказался совершенно неготовым к массовому использованию — сырой, с кучей багов. Привело к тому, что Spotify, сам того не ожидая, получил много новых потребителей от своего конкурента.
  8. Женщины-исполнительницы почему-то «откатываются назад» — искусственный интеллект при составлении плейлистов отдает предпочтение мужчинам. Например, в 2019 году Мартина Макбрайд (кантри-певица) выявила, что по ее запросу женщина в подборке попалась только на 136 позиции.
  9. Установлено, что для повышения популярности сервиса среди пользователей, а также с целью привлечения внимания музыкантов и звукозаписывающих компаний, в «Спотифай» загружали треки вымышленных исполнителей, создаваемых в исследовательском центре фирмы. Интересно, что даже Даниэль с Мартином не стали этого отрицать, ссылаясь на то, что в любом случае это музыка, а ее реальные авторы получили свое денежное вознаграждение.

Согласно статистике самого стриминг-сервиса, им сегодня пользуются 381 млн человек во всем мире.

Книга про Spotify: «Против гигантов»

Книга про Spotify: «Против гигантов»

Издание о «Спотифай» пока одно — «Против Гигантов. Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию», написанное Свеном Карлсоном и Юнасом Лейонхуфвудом. Это произведение нельзя назвать «бизнес-энциклопедией», коими являются аналоги — например, повествования о «Майкрософт» и других крупных корпорациях. «Против гигантов» — история становления компании. Авторы провели несколько десятков интервью с:

  • создателями «Спотифай»;
  • инвесторами;
  • представителями музыкальных лейблов и исполнителями;
  • некоторыми пользователями.

После сбора информации составили хронологию развития Spotify, отслеживая каждый шаг преображения музыкальной индустрии. Интересно, что Эк и Лорентсон, люди неразговорчивые и замкнутые, были откровенны с создателями книги — рассказали обо всей своей подноготной. Например, Даниэль сообщил, что «Спотифай» пока находится в самом начале пути, а конечная цель его детища — полный контроль над музыкальной индустрией как Европы, так и Америки. И не сказать, что задумка эта нереальна — всего за 13 лет (2006-2019) компания стала лидером среди стриминговых сервисов, а новых функций планируется десятки, если не сотни!

5+ самых интересных роликов о «Спотифай»: узнайте больше!

Чтобы узнать историю компании и все скрытые возможности самого музыкального сервиса, обратите внимание на занимательные видеосюжеты:

На видеохостинге YouTube можно найти и такие занятные видеорепортажи: «КТО КОРОЛЬ SPOTIFY? / ТОП АРТИСТОВ ПО ПРОСЛУШИВАНИЯМ / Morgenshtern, Slava Marlow, Элджей и т.д.», «Причины не пользоваться Spotify», «Как заработать на Спотифай? СМОЖЕТ ЛЮБОЙ. Заработать на музыке Spotify ч.1».

Заключение

Редакция https://lindeal.com высоко ценит «Спотифай» не только как качественную платформу с возможностью бесплатного прослушивания музыки, опциональной премиум-подпиской. Данная компания — яркий пример того, к чему может привести искреннее желание помочь музыкантам (зарабатывать свои кровные) и меломанам (наслаждаться любимыми треками без ограничений). Проект ценят за интуитивный интерфейс, высокое качество записанных треков, интересные обновления и удивительную поднастройку умного профиля под своего обладателя. И это только начало! Основатели Spotify обещают, что только пробуют свои силы — самое лучшее будет ждать впереди!

Читайте похожие статьи, которые могут вас заинтересовать:

Подписывайтесь на наши каналы и оставайтесь в тренде!

Дорогие читатели, приглашаем вас подписаться на наши каналы, где мы публикуем только самое интересное и полезное из мира бизнеса и не только! Будьте в курсе свежих новостей от lindeal.com

Facebook Telegram Twitter Vkontakte

*Нашли ошибку на сайте или считаете информацию неполной? Напишите нам, мы все сделаем!
Хотите, чтобы мы написали про конкретную компанию, человека или сделали обзор на книгу, которая вас интересует? Свяжитесь с нашей редакцией!